Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такой способ изменения ВРИ подходит для больших участков земли, предназначенных, например, под пригородный коттеджный поселок или под новый жилой микрорайон, когда нужно перевести землю из категории сельхозземель в землю населенного пункта.

Как изменить категорию земли

Учтите! Чтобы перевести ЗУ из текущей категории в выбранную, необходимо собрать пакет документов, состоящий из:

  • документов, которыми удостоверяется личность заинтересованного лица (собственника). Когда земельным участком владеет несколько граждан, то необходимо предоставить паспорт каждого;
  • заверенной доверенности, если в интересах владельца действует его представитель;
  • согласия на смену целевого назначения ЗУ (его следует нотариально заверить);
  • кадастровых документов по земле (плана, а также паспорта участка);
  • выписки, оформленной из реестра;
  • документации, являющейся подтверждением законности использования гражданином земли (арендного договора, дарственной и прочего);
  • составленного заявления.

Изменение ВРИ с заменой категории участка на другую

Изменение вида разрешенного использования по этому способу позволяет установить для участка любой применяемый в практике ВРИ.

Порядок замены категории четко прописан в ЗК РФ, а также в ФЗ № 172 от 21.12. 04 г.

Сначала готовится следующий пакет документов:

  • ходатайство с указанием причины замены категории, имеющейся и требуемой категории, кадастрового номера участка;
  • личные документы заявителя;
  • выписку из госкадастра;
  • выписку из ЕГРП;
  • нотариально заверенное согласие собственника, если заявление от землепользователя.

Документы подаются в уполномоченный орган госвласти (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, местные власти) в зависимости от собственности на землю, который в срок до 30 дней его рассматривает.

При положительном решении органом госвласти выдается акт о переводе участка в другую категорию. Затем орган госвласти в 10-дневный срок направляет копию своего решения в Росреестр для внесения им изменений в госкадастр и ЕГРП в срок до 7 дней.

Подробней о разрешённом использовании сельхозземель

Обычно такие участки расположены за чертой города. Здесь могут находиться земли для сенокоса, пастбища, вспомогательные постройки, сады и т.д. В зависимости от целевого назначения надела выделяют:

  1. Личное хозяйство. Владелец может просто разводить здесь скот или выращивать продукцию на продажу, а может дополнительно получить разрешение на строительство;
  2. Дачную застройку. По закону собственник вправе начать возводить здесь загородный дом, согласование проекта с администрацией перед стартом работ получать не требуется.

Все описанные выше категории земель (ИЖС, сельскохозяйственные и для бизнеса) согласно классификатору, получили свои, уникальные коды. Относительно личного хозяйства и индивидуальной застройки это коды, начинающиеся с 2,0 и вплоть до 2,7 (находятся во втором разделе Классификатора).
Эти цифры значат, что участок может использоваться для таких целей:

  • Возведения малоэтажных жилых домов, высотой не больше 3 этажей и которые не будут делиться на отдельные квартиры;
  • Всех садово-огородных работ (выращивания овощных, плодово-ягодных и других культур);
  • Возведения подсобных построек типа гаражей или сараев для хранения инвентаря;
  • Постройка разных кемпингов или вагончиков (своего рода передвижных сооружений, которые можно подключить к общим инженерным сетям).

Если человек планирует предпринимательскую деятельность, ему стоит подробней узнать о кодах классификатора 4,0-4,9. В рамках разрешённого использования на таких участках можно размещать объекты строительства для торговли, отдыха, развлечений и пр.

Немалую часть собственников земель волнует вопрос об изменении ВРИ. Ведь вполне может так сложиться, что намерения собственника не совпадают с тем, что Классификатор разрешает делать на земле. Например, земля сельхозназначения не может использоваться для строительства многоквартирного жилья, а владельцу хотелось бы отдать свой участок под застройку.

Полномочиями по изменению ВРИ для участков земли обладает местная администрация. Для этого нужно обратиться в подчиненный земельный комитет. Если земельного комитета нет, тогда придется обращаться в администрацию вышестоящего территориального подразделения (районного, городского). Многие комитеты имеют свои официальные сайты, где можно получить информацию о времени работы, порядке приема заявлений. Далее необходимо составить заявление, в котором указывают:

  1. Кадастровый номер земельного участка.
  2. Настоящий и желательный коды ВРИ.
  3. Причины, по которым собственник желает изменить ВРИ.
  4. Информация о владельце земли, а также о том, числятся ли за участком обременения.

Классификатор – законный документ, с учетом которого используются земли разных категорий. Но иногда возникают ситуации, когда есть острая необходимость изменить ВИР или расширить их группу. Например, хозяин загородного участка хочет построить на своем наделе не дом, а небольшой розничный магазин.

В таком случае местная власть может использовать условно разрешенные виды, но это должно быть оформлено официально и законодательно. Как действовать владельцу участка при необходимости расширения ВИР?

  • Владелец должен согласовать такое действие с местной властью. Также он составляет обращение в Комиссию по землепользованию.
  • В заявлении или обращении нужно обосновать необходимость такого расширения видов использования земли.
  • Комиссия по землепользованию должна дать разрешение (или отказать заявителю).

Вид разрешенного использования можно изменить, если это не противоречит законодательству. Без проблем меняется эта характеристика в пределах одной земельной категории.

Для изменения ВРИ следует обратиться в местный землеуправленческий орган. В заявлении указывается, какой вид разрешенного использования этот участок имеет на данное время, какой вид ему нужно присвоить, необходим и кадастровый паспорт.

Скачать образец заявления об изменении вида разрешенного использования земли

Помимо заявления подготавливаются и такие документы, как копия паспорта собственника, свидетельство о праве собственности. Решение о смене категории (или отказе в данном заявлении) принимается на публичных слушаниях. Выдается постановление, на основе которого производятся важные изменения в ГКН.

Классификатор Вида Использования Земли 2021 Год Ркрым

17. Орган местного самоуправления на основании заявления правообладателя земельного участка или его представителя принимает решение об отнесении земельного участка к определенной категории земель и (или) установлении вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления.

18. Заявление об отнесении земельного участка к определенной категории земель и (или) установлении вида разрешенного использования земельного участка (далее — заявление) должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя — физического лица или полное наименование заявителя — юридического лица;

2) просьбу об отнесении земельного участка к определенной категории земель и (или) установлении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором;

Читайте также:  Прием на работу без прописки

3) адрес, телефон или иной способ связи с заявителем.

19. К заявлению прилагаются:

1) для физических лиц — копия документа, подтверждающего личность гражданина;

2) для юридических лиц — копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом;

3) копия правоустанавливающего документа на земельный участок (при наличии);

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).

20. Подача заявления с нарушением требований, установленных пунктами 18 и 19 настоящего Положения, является основанием для возврата заявления без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

Приложение 3
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 15.10.2014 N 378

(введено Постановлением Совета министров Республики Крым от 07.08.2020 N 472)

1. Перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется Советом министров Республики Крым и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс).

2. В дополнение к случаям, установленным статьей 8 Земельного кодекса, решение о переводе либо об отказе в переводе земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда в земли иных категорий принимается Советом министров Республики Крым, за исключением случаев их включения в границы населенного пункта, и в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Подготовка решений о переводе либо об отказе в переводе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, а также земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда в земли иных категорий осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Проекты решений о переводе либо об отказе в переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий согласовываются с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.

Подготовка решений о переводе либо об отказе в переводе земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.

3. С целью перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ), подается ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее — ходатайство) с приложением всех необходимых документов, в следующие органы:

— в Совет министров Республики Крым или органы местного самоуправления — в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения;

— в Совет министров Республики Крым — в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения.

4. При поступлении ходатайства в Совет министров Республики Крым, последним осуществляется регистрация такого ходатайства, после чего, в течение трех рабочих дней с момента регистрации, данное ходатайство (с приложенными к нему материалами) направляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для его рассмотрения и подготовки проекта соответствующего акта Совета министров Республики Крым.

5. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке, установленном статьей 3 Закона N 172-ФЗ, а также утвержденным административным регламентом, осуществляет рассмотрение ходатайства и приложенных к нему материалов, по результатам которого готовит проект акта Совета министров Республики Крым о переводе земельного участка (указанного в ходатайстве) из одной категории в другую (в том числе обеспечивает его согласование в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения) либо проект акта Совета министров Республики Крым об отказе в переводе данного земельного участка из одной категории в другую (в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 4 Закона N 172-ФЗ).

Под кодом 13.0 в Классификаторе значится пункт «Земельные участки общего назначения», который включает в себя земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.

Также может классифицироваться такими кодами:

  • 13.1 «Ведение огородничества»;
  • 13.2 «Ведение садоводства».

Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности согласно Классификатору имеет код 4.0. Включает в себя:

  • 4.1 «Деловое управление»;
  • 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)»;
  • 4.3 «Рынки»;
  • 4.4 «Магазины»;
  • 4.5 «Банковская и страховая деятельность»;
  • 4.6 «Общественное питание»;
  • 4.7 «Гостиничное обслуживание»;
  • 4.8 «Развлечение»;
  • 4.9 «Служебные гаражи»;
  • 4.10 «Выставочно-ярмарочная деятельность».

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационным;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иным территориальным зонам.

Использовать для бизнеса можно те земли, которые имеют ВРИ по таким кодам:

  • 1.0 – если деятельность связана с сельскохозяйственной;
  • 3.0 – предоставление коммунальных услуг предприятиям и населению;
  • 4.0 – предпринимательство;
  • 5.0 – отдых, рекреация;
  • 6.0 – производственная деятельность;
  • 7.0 – транспорт;
  • 8.0 – обеспечение обороны и безопасности;
  • 9.0 – деятельность по особой охране и изучению природы (в том числе курортная деятельность);
  • 10.0 – использование лесов (заготовка древесины и пр.).

ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство. ВРИ на возведение ИЖС имеет ряд ограничений. Так, вы не можете построить здание выше трех этажей, а также в высоту оно не должно быть более, чем 20 метров. После возведения дома вы сможете его зарегистрировать, присвоив ему конкретный адрес и прописаться там сам, также прописать членов своей семьи.

К такому дому городские службы обязаны провести все необходимые для нормальной жизни коммуникации (свет, вода, обеспечить водоотвод, вывоз мусора). Также должен иметься доступ к объектам социального значения, например, к школам, поликлиникам, магазинам и пр.

Для возведения такой постройки можно использовать средства, полученные по программе материнского капитала. Также государство предусматривает возможность получить налоговый вычет.

  • паспорт гражданина РФ;
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, если заявление подается частным предпринимателем или организацией;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • межевая и ситуационная схема, адресный план, благодаря которым можно точно установить контуры участка и его соотношение с соседними наделами;
  • справки Формы КВ-1, КВ-2, КВ-3 и госкадастра недвижимого имущества;
  • если заявку подает арендатор, тогда необходимо предоставить согласие владельца участка на изменение вида допустимого применения;
  • если есть строения на участке, потребуется на них предъявить документы;
  • схема планировки территорий, в рамках которых располагается надел;
  • в случае подачи заявки доверенным лицом необходимо предъявление его паспорта и нотариальной доверенности, подтверждающей его полномочия;
  • стандартная форма заявления.

И только после этого приступать к поиску необходимого участка. Каждый владелец земли должен быть ознакомлен с допустимым использованием земли. Данный нюанс важен с точки зрения соблюдения законодательства.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на двух детей

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым информирует, что Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540. Указанный Приказ вступил в силу 03 ноября 2015 г.

Категории земель (включая ИЖС и ЛПХ) Каждый земельный участок относится к одной из семи категорий. Условно вся территория России разделена по целевому назначению. Для чего это нужно? Во-первых, для определения правового статуса надела.

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

На рассмотрение собственником земли подается заявление и ряд документов. В результате положительного одобрения происходит изменение ВРИ или выдается мотивированный отказ с указанием причины и нормативного акта, на который отсылается полномочный орган.

Право собственности, на первый взгляд, позволяет использовать принадлежащий объект так, как владелец посчитает нужным, если такая эксплуатация не нарушает прав третьих лиц. Но если говорить о земельном участке, ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. Несмотря на наличие у собственника права на надел, ограничение в вариантах его использования все же есть, и зависит это от предназначения земли. В некоторых случаях использование участка затрудняется как раз из-за установленного вида. Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка допускается по закону, но процедура эта небыстрая и требует исполнения определённого порядка действий.

  • подтверждающие личность;
  • о регистрации ИП или юридического лица, если заявитель имеет соответствующий статус;
  • указывающие права на земельный надел и кадастровый план, чётко определяющий границы надела;
  • подтверждающие права на строения, расположенные на участке и проект, на основании которого проводилась планировка смежных территорий.

Роль прежнего Классификатора в наведении порядка при разработке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) несомненна. Она не утратила своей злободневности со вступлением в силу нового перечня наименований видов разрешённого использования ЗУ.

Виды использования ЗУ устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с ПЗЗ. Правоообладатели земельных наделов могут делать выбор ВРИ из состава:

  1. основных
  2. вспомогательных

без получения дополнительных разрешений и согласований.

Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.

Если же будущий правообладатель участка получает первичный надел, то он также может самостоятельно выбрать основной и вспомогательный виды использования. Помощь Классификатора ВРИ в этом вопросе незаменима.

С введением нового Классификатора ситуация в плане выбора вида использования для владельцев участков не изменилась. Она даже улучшилась по причине обилия этих видов. Но вот для муниципалов работы прибавилось. В срок до 1 января 2020 года им необходимо внести изменения в действующие ПЗЗ и привести наименований ВРИ ЗУ в соответствие с классификатором.

Соответствие Классификатору может быть установлено решением органа местного самоуправления и по заявлению самого правообладателя земельного участка. И это решение о присвоении нового кода ВРИ будет основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешённом использовании земельного участка.

О взаимосвязи Классификатора ВРИ (2019) и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.

Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:

  1. рациональное использование и управление ЗУ
  2. выполнение оценки земель
  3. ведение учёта и регистрации прав собственников
  4. определение допустимых действий по распоряжению землёй

Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:

  1. максимально допустимый размер участка
  2. ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
  3. нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
  4. имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
  5. субсидирование
  6. другие параметры

До принятия действующего Земельного кодекса в Российской Федерации не существовало норм, предусматривающих зонирование территорий и установление ВРИ для земельных участков. В условиях отсутствия частной собственности на землю для учета и регулирования земельных отношений достаточным было деление всех земель на категории по целевому назначению. Данные нормы о делении земель на категории по целевому назначению содержались еще в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства» [12] 1968-го года, а также в принятом впоследствии Земельном кодексе РСФСР [2].

Принцип, согласно которому правовой режим земли определялся не только в зависимости от категории земли, но и от вида разрешенного использования конкретного земельного участка, установлен только в 2001 г. в ЗК РФ [3]. Данная норма была попыткой соединить исторически сложившиеся подходы к разделению земель на категории по целевому назначению, которые были характерны для СССР – страны с плановой экономикой, и подходы к зонированию территорий, применяемые в странах с рыночной экономикой [13].

Зонирование территорий и выделение ВРИ земельных участков впервые было разработано в США – в Нью-Йорке. В 1916 г. в городе были приняты правила застройки, запрещающие размещать по соседству земельные участки с ВРИ, которые бы ухудшали качество среды. Например, промышленные объекты запрещалось размещать рядом с жилыми кварталами, многоэтажные дома рядом с домами с малой этажностью и пр.

Из-за разнообразия видов деятельности, большой плотности населения и застройки, желания собственников и землепользователей использовать земельные участки по своему усмотрению, традиционно в разработке и установлении ВРИ для конкретных земельных участков больше нуждаются городские территории. Возможность разработки правил землепользования и застройки была предусмотрена еще Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998-го года. Еще ранее разрабатывались правила застройки. В 1951 г. были приняты правила о порядке застройки г. Ленинграда. Впервые правила о порядке застройки Москвы были утверждены в 1935 г. Таким образом, это были первые документы, предусматривающие проведение зонирования территорий городов.

Долгое время в России не существовало единого перечня (классификатора) видов разрешенного использования земельных участков, который бы имел общефедеральное значение. Первый перечень ВРИ для земель населенных пунктов был введен в 2007 г. Минэкономразвития РФ в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [11]. Данный перечень состоял из 16 видов разрешенного использования земельных участков. В ЗК РФ норма, согласно которой ВРИ определяются в соответствии с единым классификатором, введена в 2010 г. А сам Классификатор утвержден лишь в сентябре 2014 г.

На практике ВРИ вводились в соответствии с правилами землепользования и застройки и градостроительными регламентами, утвержденными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а также нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Приемные родители: право на льготные преимущества и выплаты

Основными недостатками такого подхода являются:

Бессистемность — субъекты Федерации и органы местного самоуправления устанавливали различные виды разрешенного использования земельных участков, существовала тенденция к излишней конкретизации ВРИ;

Избирательность — на землях поселений предусматривается зонирование всей территории, а на землях других категорий территориальному зонированию подлежат лишь отдельные земельные массивы;

Создание предпосылок для манипуляций и злоупотреблений органами местного самоуправления:

o существенное ограничение прав и возможностей использования земельных участков для правообладателей;

o возникновение дополнительных расходов по изменению вида разрешенного использования земельного участка;

o возможность определения ВРИ земельного участка произвольно и без согласования с собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на участках.

Для решения этих вопросов в целях реализации требований ЗК РФ Приказом Минэкономразвития России № 540 от 01.09.2014 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [10].

Изменение вида разрешенного использования земельного участка наиболее часто требуется в следующих случаях:

строительство или реконструкция на земельном участке объекта недвижимого имущества с другим функциональным назначением, нежели предусмотрено в виде разрешенного использования;

изменение функционального назначения уже существующего объекта недвижимости;

уточнение вида разрешенного использования неправильно внесенного или в связи с приведением в соответствие с новым Классификатором ВРИ.

Общий порядок изменения ВРИ земельного участка выглядит следующим образом (рис. 1).

Для чего нужен классификатор?

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ ЗУ) характеризует земельный фонд с точки зрения разрешённой законом деятельности на каждом из участков. Признаками земель выступают их наименование, описание и кодовое обозначение.

Важность классификатора заключается в получении сведений об участке, наличии ограничивающих факторов его использования, а также в возможности заключения имущественных сделок на законной основе при получении выписки из ЕГРН.

Основная функция систематизированного перечня выражена непосредственно в отражении возможных условий землепользования, а также в структурировании процесса учёта и управления землями.

ВАЖНО. Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ “Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков” от 1.09.14 г.

№ 540, земли относятся к различным отраслям жизнедеятельности. Органами градостроительства регионов определяется возможность целевой эксплуатации на конкретной территории.

Любые переоформления видов использования земли согласовываются на местном уровне.

Классификатор ври 2021 виды земельных участков

В классификаторе ВРИ указаны основные виды использования. Владельцы земли могут самостоятельно выбрать подходящие среди доступных для территориальной зоны. Для этого потребуется узнать информацию об участке в выписке из ЕГРН или на публичной кадастровой карте, а потом расшифровать код.

  1. 1.1 Условно разрешенный
  2. 3 Использование и объединение
  3. 1 Классификация земель по категориям в 2021 году
    • 1.1 Условно разрешенный
    • 1.2 Вспомогательные
  4. 4 Если пользоваться не по назначению
  5. 5 Предстоящие изменения
  6. 2 Соотношение с другими документами
  7. 1.2 Вспомогательные

Отличия нового и старого классификатора

До 2014 года, обозначенная дифференциация проводилась на основании старого классификатора назначения земельных участков, принятого Федеральным законом от 22.07.10 г., под № 167-ФЗ. На основании данного закона, правом на установление видов целевого применения земель наделялись местные органы самоуправления.

Соответственно, отсутствовал единый федеральный стандарт, а каждый регион устанавливал принципы разрешённого применения земель отдельными муниципальными актами. Административные сведения не включались в единый Государственный реестр и находились исключительно в ведении местных властей. Это существенно затрудняло ведение контроля над земельным ресурсом.

Введенный новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков предоставил возможность использования шифров, которые передаются в Государственный реестр и допускают проведение анализа и мониторинга земельных массивов, с целью максимально эффективного распоряжения таковыми:

  • гражданами;
  • юридическими лицами;
  • муниципалитетами;
  • государственными учредителями.

Применяя коды категорий земельных участков, информация о целевом назначении и видах разрешённого применения становится максимально доступной.

При различиях, выявленных из-за разночтений старых и новых кодов, приоритет получает новый классификатор разрешенного использования земельных участков.

Категория земель и вид разрешенного использования

  • земельные участки, используемые в сельскохозяйственных целях государством, предприятиями или частными лицами;
  • земли поселений, предназначенные для развития жилищного строительства и инфраструктуры территории сел и городов;
  • территории специального и промышленного назначения предназначены для обеспечения производства и добычи ископаемых;
  • особо охраняемые земельные участки и объекты, как правило, это территории, которые имеют историческую, эстетическую, культурную или природную ценность. Такие участки полностью или частично исключены из оборота;
  • территории лесного фонда – леса и территории, используемые для лесничества;
  • территории водного фонда – участки земли, на которых располагаются водные объекты или водохозяйственные постройки и сооружения;
  • земельные участки запаса/ – территории, находящиеся в собственности государства или муниципальных образований. Использовать такие земли можно, только после того, как они будут переведены в другой статус.

В юридической классификации главным таксоном является категория земли, которая отражает цель назначение земельных участков. В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

В 2019 году Правительство РФ в лице Министерства экономического развития утвердило Классификатор видов разрешенного использования для земельных наделов или ВРИ. База была опубликована в официальных источниках и содержит текстовую информацию по каждому ВРИ, а также цифровую комбинацию и краткое наименование каждого вида. Наименование представлено краткой диспозицией, описание дает подробные сведения принадлежности, а код указан в числовой комбинации цифр от 0 до 9.

Обновленный классификатор имеет 13 разделов, который включает 137 подвидов и подразделов для каждого основного направления. Земельные участки имеют цифровое обозначение, подробное описание, но не представлены категорией земельного надела. В последнем случае ожидается опубликование официального регламента, который будет дополнение к Классификатору ВРИ.

Классификатор позволяет проводить оценку участка, определять право пользования, владения, аренды и прочее. Кроме этого, Классификатор ВРИ используется для определения статуса правого фактора, который учитывает следующие критерии:

  • Какой максимально допустимый параметр площади допустим по ВРИ.
  • Ограничения по застройке, строительству на основании распоряжения или иного нормативного акта.
  • Порядок и нормы налогообложения применяемые по земельным участкам в отношении собственников, в том числе льготы.
  • Порядок имущественного права по строениям, которые привязаны по земельным наделам.
  • Параметры субсидирования и прочие льготные факторы.

Общий принцип действия Классификатора был введен в действие в 2014 году, как рекомендация Приказом Минэкономразвития РФ. В 2018 году был отредактирован приказ №418 от 9 августа, который имеет обновленный стандарт от 4 февраля 2019 года. Новые поправки применимы к сельскохозяйственной деятельности как частных лиц, так и организаций, и государственных учреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *