УИН в платежном поручении с 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УИН в платежном поручении с 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Использование идентификатора было установлено Приказом Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. Это был первый документ, который утвердил использование УИН в качестве реквизитов. Однако когда действовал только этот документ, код использовался в рекомендательном порядке. Необходимость его применения появилась после выхода Приказа Минфина №107 от 12 ноября 2013 года. Соответствующее обязательство связано с формированием системы ГИС ГМП.

УИН — цифровой код, который нужен для контроля над платежами в бюджет государства от ФЛ и ЮЛ. Это значение, в которое входит 20 цифр. От других сведений цифры отделяются символом «///».

Идентификатор представляет собой составляющую Информационной системы (ГИС ГМП). Код устанавливается для всех типов платежей, направляемых в бюджет. УИН позволяет определить вид платежа, облегчить поступление средств в место назначения.

Идентификатор заносится в поле «Код». Это поле обозначается цифрами 22. Указывать код УИН в платежных документах нужно обязательно. Без этого невозможно направить средства в бюджет страны. Т.е. даже если УИНа нет, нужно ставить ноль. Пустым поле оставлять нельзя. К примеру, это могут быть платежи:

Сотрудники банка не примут платежки без указания кода. Его также нужно прописывать при переводе средств через терминалы.

К СВЕДЕНИЮ! Для каждого типа платежа код УИН будет различным. А потому очень часто возникает путаница. Плательщики не знают, какие именно цифры указывать в платежках.

Что такое УИН в платежке

УИН — уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 цифр, которые не могут одновременно принимать значение «0». Код УИН иногда (но не всегда) указывается в платежках при перечислении налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним.

Для УИН предназначено поле платежного поручения с реквизитом 22, которое называется «Код». Это следует из Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (утв. приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н ).

Примечательно, что в приложении № 1 к положению Банка России от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» реквизит 22 носит иное название — уникальный идентификатор платежа (УИП). Но это не должно смущать бухгалтера. На практике при переводе денег в бюджет в поле 22 ставится именно УИН.

Идентификатор состоит из 20-25 цифровых значений и расшифровывается следующим образом:

  • 1–3 цифры конкретизируют каждый бюджетный трансферт. Так, для денежных переводов в ИФНС — 182;
  • 4 позиция — это всегда 0 (в настоящий момент не применяется);
  • следующие цифры (с 5 по 19) представляют собой индекс или уникальное значение каждого платежа;
  • последняя, 20-я, цифра определяется согласно специальному алгоритму и выступает проверочной величиной.

Уникальный цифровой шифр необходимо указывать при перечислении денежных средств в следующие инстанции:

  • ИФНС;
  • ПФР;
  • ФСС.

Идентификатор ставится в платежном поручении в случае оплаты по выставленному требованию (пени, штрафы, недоимки) либо при перечислении текущей оплаты в бюджетные органы.

Уникальный идентификатор начисления

Официальный бланк платежки разработан отечественным Центральным Банком путем утверждения Правил от 19.06.2012 N 383-П .

Среди реквизитов письменного обязательства о перечислении денег их адресату ЦБ РФ предусмотрел в платежном поручении поле 22. В данный реквизит подлежат внесению УИП или УИН.

УИП указывается в случаях:

  • его установления получателем денег и доведения значений до сведения плательщика;
  • при формировании требований об уплате в доход бюджета.

При перечисленных основаниях отражается в поле 22 «Код» уникальный идентификатор платежа. В остальных случаях записывается УИН.

Министерство финансов России в п. 12 Приложения № 2 к Приказу от 12.11.2013 N 107н указало, что в разделе 22 платежки отражается УИН.

Основными требованиями к данному реквизиту являются:

  • его длина равняется 20 или 25 знакоместам;
  • все его значения не могут быть в виде нулей.

Важно отметить, что если УИН неизвестен, то в поле 22 «Код» платежного поручения указывается значение, равное нулю.

Идентификатор при текущих операциях

При внесении платежей текущего характера (то есть, взносов по страховке и платежей по налогам, размер которых плательщики рассчитали самостоятельно; эти платежи не являются уплатой долга) значение УИН в платежном поручении прописывать не нужно. Значит, в строчке 22 необходимо проставить значение «0». Идентификация таких платежей будет осуществляться налоговиками по другим основным реквизитам (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО, ОКАТО).

Читайте также:  Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП

С 31 марта 2014 года в реквизите « Код » в платежках, платежных поручений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ указывается уникальный идентификатор начисления (УИН ).

УИН — это уникальный номер, который позволит проверяющим быстрее отразить полученный платеж в программе. Зная УИН, чиновникам не надо будет вбивать другие данные — ИНН компании, КПП, КБК. Присваивать уникальные коды налогам будут инспекторы налоговой службы. А коды по страховым взносам — специалисты ПФР и ФСС.

В соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в распоряжениях указывается УИН в случаях его присвоения получателем средств , например Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ) или ФНС РФ.

В каких случаях указывать УИН

Уин указывается при уплате налогов, страховых взносов, штрафов и госпошлин:

  • Оплата штрафа. Налоговая служба утверждает, что особой необходимости в заполнении поля «22» («Код») нет, поскольку идентифицировать отправителя денежных средств можно по индивидуальному номеру налогоплательщика, то есть существует альтернативный вариант распознавания предприятия, от которого в бюджет поступили деньги.

Таким образом, можно сказать, что внесение номера УИН в платежный документ на уплату штрафов не является обязательным. Другое дело, что банковское учреждение вправе отказать в проведении платежа в случае, если поле останется пустым. Поэтому, если вы не желаете указывать УИН, поставьте «0».

  • Оплата госпошлины. Обычно узнать реквизит УИН при оплате государственной пошлины не составляет труда, однако зачастую плательщик ставит ноль или три косые черты вместо цифр идентификатора, и это не принимается за нарушение.
  1. Через портал Госуслуг. Чаще всего данным сервисом подобные реквизиты платежных документов проставляются автоматически. Если вы поставите «0», это ничего не изменит, платеж пройдет успешно.
  2. Через платежный терминал. Если вы предпочитаете оплачивать госпошлины через терминал, вам неоткуда будет узнать цифры УИН, и вы можете поставить нулевое значение, это не повлияет на перевод средств.
  3. Через отделение банка. Можно осведомиться об УИН у получателя платежа. Если заниматься этим не хочется, запись «///» устроит сотрудника банка. Главное, не оставить поле 22 пустым, это приведет к отказу в проведении платежа на основании положений Банка России.
  • Оплата налогов. Налогоплательщик и совершаемый им платеж может быть распознан программой налоговой службы по отличным от УИН реквизитам платежного поручения — ИНН, КБК. Поэтому не стоит переживать, что деньги не дойдут до получателя.

Если бухгалтер заполняет платежные документы на уплату налогов и сборов, срок уплаты которых еще не истек, то есть перечисление средств в бюджет происходит в добровольном порядке, вместо УИН в поле 22 ставится ноль.

Для физических лиц, получающих от налоговой службы уведомления об уплате налогов с извещением, цифры УИН аналогичны индексу присланного документа. Если физлицо занимается перечислением средств до получения платежного извещения, можно воспользоваться сервисом на сайте ФНС, в котором этот реквизит заполняется автоматически.

  • Оплата страховых взносов. С недавнего времени контроль над платежами по страховым взносам принадлежит налоговой службе. Здесь действуют те же правила заполнения платежных документов, что и при перечислении средств в счет налогов.

В каком случае указывается

Использование кода УИН предполагает, что этот идентификатор уже установлен. Поэтому УИН указывается в платежках, формируемых на основании полученных от органов документов.

Ими могут быть требования, квитанции и т. д.:

  • Когда организация или ИП формируют платежки на текущие налоговые платежи, то УИН для них не определен. Эти субъекты перечисляют налоги по сроку на определенные реквизиты указывая свои ИНН.
  • Действующие правила предусматривают, что в поле 22 в этом случае необходимо вместо 20-ти значного кода отражать «0». При этом в самом поручении кавычки не надо указывать.
  • При осуществлении платежа за медицинские услуги код УИН, если это не предусмотрено договором, указывать не надо. В этом случае также поставляется «0».

Исправляем ошибку в УИН

Как выяснить, куда ушли перечисленные денежные средства, и где их могут скрывать платежные системы? Для этого нужно будет написать заявление в орган, куда было перечисление, с просьбой о возврате или перенаправлении денежных средств. Для каждого случая последовательность возврата денег своя. К примеру, если платеж неправильно прошел в бюджетную систему, возврат или перенаправление денег будет сделать проще.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Для уточнения платежей потребуется составить письменное обращение, с просьбой исправить неверные реквизиты, либо вернуть деньги. В заявлении об уточнении платежа обязательно укажите:

Если деньги поступили в ФНС, то заявление подайте в инспекцию. Если же денег в инспекции нет, то запросите услугу по розыску платежа в банковской организации.

Всё началось 27 июня 2011 года. Наши законодатели решили облегчить взаимоотношения граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами и организациями, оказывающими соответствующие услуги. В упомянутую нами дату, были внесены две поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Первым изменением было запрещено с 1 января 2013 года требовать от физических лиц и организаций квитанций и платежных поручений, подтверждающих внесение соответствующей оплаты. Например, вы купили или продали квартиру, дом, другую недвижимость, и несёте документы для регистрации перехода прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В составе подаваемых туда документов теперь отсутствует бумажка, подтверждающая оплату вами пошлины. То есть, платить её по-прежнему нужно, конечно. А вот предоставлять квитанцию об уплате, или платежку, вовсе не обязательно. То же самое касается и штрафов за нарушение ПДД, и многих других обязательных платежей. Однако если бы всё было так просто.

В реестре государственных услуг, к примеру, числится и предоставляемая Федеральной налоговой службой услуга по регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответственно Административному регламенту предоставлению данной услуги, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 22 июня (памятное число) 2012 г. № 87н, документ об уплате государственной пошлины за регистрацию не представляется в ИФНС. Оно и понятно, упомянутый нами выше закон это запрещает. Но ведь требуют же налоговики предоставлять им подтверждение уплаты госпошлины! В чём же дело?

Да просто забыли законотворческие работники вместе с депутатами убрать из Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» эту норму. Вот и получается, что один закон и нормативные правовые акты, изданные на его основании запрещают требовать от заявителей квитанции и платежки на уплату госпошлины, а другой закон обязывает их представлять. Но это и не удивительно. Государственная дума плодит законы в таком избыточном количестве, что сами депутаты не в силах уже отслеживать соответствие одних нормативных правовых актов другим. И автоматизированной системы, которая позволяла бы это делать, вводить не хотят (тоже понятно, почему). А налоговики вынуждены действовать по известному принципу – лучше перебдеть, чем недобдеть! Однако вернёмся к нашей теме.

Вторым изменением в закон стало дополнение его Главы 5 Статьёй 21.3. «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах». Вот именно эта система ГИС ГМП и должна теперь поставлять сведения об уплате физическими и юридическими лицами платежей в бюджеты, если обязанность приносить квитанции и платежки отменена.

То есть, как только вы произвели оплату в банке или на почте соответствующей госпошлины, иной платы в бюджет, банковский работник тут же направляет в упомянутую систему сообщение, что такой-то плательщик оплатил конкретную сумму за определенную услугу или иной платеж в бюджетную систему. Но прежде туда же сообщает информацию орган, который начислил данный платеж (если он был начислен). Например, вам начислили штраф в ГИБДД. Тогда, одновременно с выдачей постановления о штрафе, сотрудник ГАИ отправит в ГИС ГМП все данные, необходимые для уплаты штрафа. Но как же система поймет, что это один и тот же платеж? Вот здесь и нужен идентификатор, который позволит обеспечить соответствие начисления и факта его оплаты.

Что писать, если УИН не указан?

Важно отметить, что не все организации формируют уникальные идентификаторы. По большей части речь идет о государственных ведомствах, куда поступают переводы в большом объеме. Как же быть, если нет такого кода. УИН попросту не существует у определенной конторы, а составлять платежку необходимо. Где его взять? На самом деле никакой проблемы нет, и не стоит ничего выдумывать. Вместо кодовой комбинации достаточно указать ноль.

Если у организации – получателя платежа нет УИН, то отсутствие его в платежном поручении не сможет стать препятствием для выполнения денежного перевода. Категорически запрещено вводить выдуманный набор цифр, поскольку именно это действие может стать препятствием отклонения перечисления.

Читайте также:  Перечень документов, необходимых для получения полиса ОМС

При заполнении квитанции у плательщиков часто возникает вопрос где брать код УИН. Осложняет ситуацию то, что государством не предусмотрено никакой классификации идентификаторов или специального перечня кодов для каждой организации.

На заметку! Если вы получили письмо с требованием оплатить налог, штраф или госпошлину, идентификатор указывать нужно. Если письма не было и платеж вы осуществляете по своей инициативе, УИН не нужен.

Первым делом нужно выяснить есть ли в уведомлении из государственного или муниципального органа номер УИН. И, если он есть, указать его в квитанции на уплату госпошлины, налога и др. Если УИН не указано, проверьте присутствует ли в верхней части уведомления реквизит «Индекс документа». Если есть, именно его следует указать в платежном документе в качестве кода. Номер индекса формируется по таким же принципам, что и УИН.

Что означает номер УИН

УИН состоит из 20 цифр, каждая из которых имеет смысл и несет определенную информацию.

Номер состоит из 3 основных частей или блоков.

Первые 3 цифры (1–3) показывают код администратора платежа или исполнительного органа. К примеру, налоговым инспекциям присвоен постоянный код 182.

Цифра 4 в настоящее время не используется, поэтому на ее месте пока стоит 0.

Следующие 15 цифр (5–19) — это основной блок, или индекс самого документа. Эти цифры означают уникальный номер документа в платежной системе бюджетополучателя.

И наконец, 20-я цифра, или итоговый блок, высчитывается по определенному алгоритму, принятому в налоговом органе или фонде.

Таким образом, каждый платеж имеет свой неповторимый УИН. Двух одинаковых номеров существовать не может.

По номеру УИН происходит автоматический учет уплаченных налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджет. Информация о платежах в бюджет передается в ГИС ГМП. Это Государственная Информационная Система о Государственных и Муниципальных Платежах. Если указать неверный код, то данная система платеж не идентифицирует. И обязанность по уплате будет считаться неисполненной. И как следствие этого:

  • у компании возникнет задолженность перед бюджетом и фондами;
  • продолжать начислять пени;
  • потребуется уточнять платеж и выяснять его «судьбу»;
  • деньги поступят в бюджет или фондам с опозданием.

Как оплатить налог по УИН из квитанции

В «Сбербанке» можно оплатить налог через всемирную паутину, зная только УИН документа или его индекс:

  1. Зайдите в интернет банкинг на официальном сайте российского банка.
  2. Найдите в меню кнопку, позволяющую оплатить или перевести средства.
  3. Нажмите на «ГИБДД, налоги…»
  4. Выберите строку «ФНС».
  5. Теперь нажмите кнопку «Найти и оплатить».
  6. В разделе, где перечислены все услуги, установите галочку напротив строки «Оплата налогов по индексу документа».
  7. Выберите способ оплаты.
  8. Введите индекс документа.
  9. Внимательно проверьте всю введённые данные.
  10. Подтвердите платеж.
  11. Нажмите кнопку «Оплатить».

Лица не обязаны вписывать УИН, если перечисляются налоги и сборы от ООО или ИП. Сумма, необходимая к уплате, будет определена в момент формирования декларации. УИН не является кодом, который должен генерироваться плательщиками, поэтому при его отсутствии следует поставить “0” в соответствующую ячейку.

С 2014 года не следует после “0” ставить три наклонных черты “///” и вписывать назначение платежа. Сотрудники налоговой самостоятельно смогут уточнить эту информацию на основании других данных, представленных в платежном документе.

Граждане же получают заполненные квитанции от налоговой службы, где уже есть вся требуемая информация. От плательщика потребуется только совершить платеж на основании этого документа. Аналогична ситуация и для индивидуальных предпринимателей.

УИН имеет уникальную комбинацию из 20-25 цифр и может называться по-разному для различных начислений. Код УИН никогда не повторяется дважды, поскольку присваивается только одному конкретному документу. Каждая из цифр имеет свое значение. Первые три обозначают номер организации, для которой предназначен перевод. Они представляют собой КБК главного администратора доходов в бюджет, куда направляется платеж. Получателя можно определить по цифровому шифру, которые перечислены в Приказе Минфина РФ № 132н от 08.09.18. Например, «182»-код ФНС, «188»-МВД, «322»-ФССП, «392»-ПФР, «393»-ФСС, «394»-ФОМС и т.д.

Четвертый символ всегда равен «0», он является своеобразным разделителем цифрового кода. Символы с пятого по девятнадцатый должны соответствовать индексу документа, присвоенному администратором платежа. Последний символ шифра является контрольным, по нему проверяется правильность указанного кода.]


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *