Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Переоформление права бессрочного пользования на право аренды

Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды нужно сначала подать заявление в орган местного самоуправления. Вместе с заявлением потребуется предоставить комплект документов, перечисленных выше.

Куда обращаться – зависит от того, в чьей собственности находится участок.

Собственник

Ведомство

Государство

Территориальное управление Росимущества субъекта РФ

Регион (край, республика)

региональное Министерство по управлению госимуществом

Муниципальное образование

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации

Правовые основания переоформления и вопрос сохранения права

Земельное законодательство, закрепив в Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (далее — Вводный закон) требование о необходимости переоформления юридическими лицами рассматриваемого права до 1 января 2006 года, не определило последствий невыполнения этого требования. У землепользователей сразу же возникают вопросы в отношении перспектив сохранения данного титула :

Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Вопрос нагнетается и опасениями землепользователей, связанными с ситуацией по аналогичному, в некоторой степени, праву хозяйственного ведения в период введения в действие Гражданского кодекса РФ. Передача имущества на праве хозяйственного ведения частным организациям соответствовала действовавшему ранее законодательству (ст. 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»). Однако со вступлением в силу части первой Гражданского кодекса РФ применение права хозяйственного ведения было ограничено. Так, в соответствии со ст. 294 и 299 ГК РФ обладать имуществом на праве хозяйственного ведения могут лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, а также пунктами 11, 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было специально разъяснено, что за акционерным обществом не может быть признано право полного хозяйственного ведения. Таким образом, принятие Гражданского кодекса создавало ситуацию, при которой организации как бы автоматически лишались права полного хозяйственного ведения на находящееся у них имущество.

  • прекратится ли он автоматически без возможности переоформления на другие титулы в преимущественном порядке;
  • сохранится ли без ограничений лишь при наличии на участке надлежащим образом оформленных на праве собственности зданий, строений или сооружений;
  • будет ли принудительно переоформлен в аренду;
  • будет ли принудительно переоформлен в собственность;
  • сохранится ли без ограничений;
  • повлечет ли сохранение права (как до 1 января 2006 г., так и после) невыгодные для землепользователя условия.

Ответы на эти вопросы следует выводить из действующего законодательства, а также судебной практики по схожим ситуациям, поскольку непосредственная практика появится лишь после 1 января 2006 года. Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. С другой стороны, в соответствии со ст. 3 Вводного закона юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления) обязаны переоформить данное право на право аренды или приобрести участки в собственность до 1 января 2006 года . Таким образом, из смысла приведенных норм в их системной взаимосвязи следует вывести положение, закрепляющее возможность гарантированного сохранения права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам лишь до 1 января 2006 года; физическим же лицам — бессрочно.

Читайте также:  Что изменится в жизни россиян с 1 января 2023 года

Необходимо ли переоформлять землю?

Во-первых, это означает, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в Земельном кодексе РФ признаны. Об этом в п. 12 ст. 3 Закона N 137-ФЗ есть прямая запись: предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Во-вторых, каких-либо ограничений срока указанного права Земельным кодексом РФ не установлено.

Взаимоисключающие требования п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ «право постоянного (бессрочного) пользования… сохраняется» и п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования… на право аренды… или приобрести земельные участки в собственность… до 1 января 2004 года» не вполне понятны, поскольку нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами, в которых содержатся нормы земельного права. На это указано, в частности, в ст. 2 Земельного кодекса РФ: «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Комментарий к Статье 20 Земельного кодекса РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования может существовать только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, за органами пограничной службы, пограничными войсками, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).

Пункт 1 комментируемой статьи значительно ограничивает круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК. Эти субъекты (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления) не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки.

Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:

  • добровольному отказу собственника;
  • принудительному изъятию.

Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.

Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ При добровольном отказе

(ст.53 ЗК РФ)

При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ)
Инициатор прекращения собственник административный орган
Основание прекращения заявление о добровольном отказе неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства
Кто выносит решение о прекращении исполнительный комитет местной администрации судебный орган
Перечень документов
  • заявление;
  • решение о выделении участка;
  • план межевания;
  • кадастровый паспорт;
  • государственный акт на право пользования
  • заявление о государственной регистрации прекращения БП;
  • копия решения об изъятии;
  • или копия вступившего в законную силу судебного акта об изъятии
Срок рассмотрения 30 дней с даты подачи документов в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу
Действия уполномоченного органа
  • регистрация заявления;
  • подготовка проекта прекращения права;
  • согласование и подписание проекта;
  • выдача решения заявителю
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии
Особенности административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела
  • такой порядок не применяется к участкам являющимися собственностью федерации и безвозмездно переданной муниципалитету либо субъекту РФ;
  • решение об изъятии может быть обжаловано в суде

Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.

Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.

Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.

Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.

Временная передача земли

Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:

  • на срок до 5 лет земля может быть предоставлена физическим лицам с целью сельхоздеятельности для собственных нужд, физическим и юридическим лицам для лесохозяйственного, охотхозяйственного и сельскохозяйственного использования, предполагающего строение зданий, некоммерческим организациям для садоводства или огородничества;
  • на срок до 6 лет земельные участки предоставляются физическим лицам для ведения подсобного личного хозяйства, ИЖС, фермерским хозяйствам;
  • до 10 лет право пользования может предоставляться религиозным организациям;
  • контрактникам – на срок действия их договоров;
  • физическим лицам, пользующимся служебным жильем – на срок права проживания;
  • отдельным категориям лиц право временной передачи земли может быть предоставлено на срок до 1 года.

Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.

Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).

Регистрация права собственности

В Законе о регистрации прав собственности на недвижимость (ст. 16−17) указан перечень документов, которые требуется подавать заявителю.

Это:

  • заявление;
  • договор купли-продажи, заключенный между муниципалитетом или государством и землепользователем;
  • документ, подтверждающий переход права бессрочного пользования на участок – свидетельство, которое ранее было выдано Росреестром, или акт, оформленный органом местного самоуправления или госвласти;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • гражданский паспорт для заявителя-физлица;
  • учредительные документы или их нотариально заверенные копии, − для заявителя-юрлица;
  • нотариально оформленная доверенность, если от имени заявителя будет действовать представитель, в соответствие с этим понадобится документ, удостоверяющий его личность.
Читайте также:  Минимальный размер алиментов на одного, двух и более детей в 2023 году

За госрегистрацию граждане уплачивают 1 тыс. руб., а юридические лица – 15 тыс. руб. С марта 2010 г. законодатель отменил кадастровый паспорт, как обязательный документ для прохождения процедуры госрегистрации земельных участков, тем не менее, рекомендуется его включать в пакет подаваемых бумаг.

  • Земля в бессрочном пользовании все равно остается собственностью своего владельца. Значит, только он имеет полное право эксплуатировать землю по-своему усмотрению (но в рамках видов разрешенного использования).
  • Когда проходит регистрация передачи земельных площадей в пользование, составляется договор. В этом документе должна быть указана сумма, которую новый пользователь земли должен выплачивать ее собственнику. Следует учесть, что такая площадь часто находятся в собственности муниципалитета или она государственная.
  • Передача земельных площадей их собственником другому лицу на бессрочное постоянное пользование должна выполняться по строго установленному порядку.
  • Чаще всего выполняется переход в бессрочное пользование муниципалитету или государству. Имеются в виду различные казенные учреждение, органы госвласти, другие инстанции государственного типа.

При оформлении сделки стоит очень внимательно отнестись к сбору необходимых документов. В основном это будут бумаги, подтверждающие право бессрочного пользования, а также некоторые документы, которые необходимы для оценки стоимости участка.

В целом сумма выкупа или аренды, которую назначает государство, в подавляющем большинстве случаев вполне оправдана и торговаться тут не приходится. Однако есть ситуации, в которых гражданин либо юридическое лицо имеют право на некоторые льготы, предоставляемые только при наличии соответствующих документов.

Для того, чтобы точно знать, какие льготы могут быть доступны, гражданину следует прямо спросить об этом у администрации при подаче заявления. Если они есть, то для оформления могут потребоваться дополнительные справки, сбор которых может занять некоторое время, однако, в будущем это поможет неплохо сэкономить.

Кроме этого важно учитывать, какие права имеет человек или юридическое лицо, если земля предоставлена ему в бессрочно пользование. Чаще всего они строго ограничены и для того, чтобы не иметь проблем с переоформлением, их стоит изучить заранее.

Ответственность за нарушение сроков перерегистрации

Ответственность за нарушение сроков перерегистрации земли применяется только для юридических лиц. В том случае, если органами землеустройства будет обнаружено неисполнение норм, предписанных последними поправками в Земельный кодекс, предприятию или организации придется выплатить штраф.

Граничный размер суммы, которую придется внести на казначейский счет, установлен на уровне ста тысяч российских рублей. Индивидуальные предприниматели, нарушившие закон, могут быть наказаны на сумму от двадцати тысяч российских рублей.

Еще одним действием со стороны государства для тех, кто не исполнил своевременно требования государственной власти, является увеличенная ставка налогообложения участка при последующем переоформлении земельного надела, как того требует закон. Перерегистрация прав после проведения проверки является первоочередной задачей.

Важно отметить и то, что бессрочное право пользования землей сохраняется на сегодняшний день за неприбыльными организациями и предприятиями государственной формы собственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *