Теория и практика: изменения в сдаче экзаменов на права в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теория и практика: изменения в сдаче экзаменов на права в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы иметь возможность получить права на управление мотоциклом, потребуется лишь достичь требуемого возраста и не иметь медицинских противопоказаний, при наличии которых управление транспортным средством строго запрещено. Медицинское заключение может касаться запрета на определенное время до устранения противопоказаний, или быть таким, которое делает невозможным вождение в течение всей жизни. Чтобы исключить такие проблемы, необходимо будет пройти комиссию еще перед тем, как поступать в автошколу.

Особенности получения прав на мотоцикл в автошколе

Чтобы получить права в автошколе, нужно сдать теоретический экзамен и практику. С теорией все просто — она принимается в форме тестирования. Вопросы разбираются на занятиях, их можно найти самостоятельно в специальных учебных пособиях и в интернете.

Чтобы сдать теорию, нужно правильно ответить хотя бы на 18 из 20 вопросов. То есть, допускается две ошибки. Если сделать третью, экзамен будет считаться проваленным.

Только те студенты, что удачно сдают теорию, допускаются к сдаче практической части. Экзаменатор принимает практику на автодроме, поездка в город, как при сдаче на права категории Б, не проводится.

Необходимо продемонстрировать пять маневров:

  • маневрирование в условиях ограниченного места;
  • остановка и торможение в разных условиях;
  • парковка мотоцикла и выезд с парковочного места;
  • посадка-высадка пассажира;
  • пересечение регулируемого перекрестка.

Как сдаётся экзамен на A?

Как мы уже упомянули выше, экзамен делится на 2 этапа: теоретическая и практическая его часть. В практической, в отличие от экзамена на другие категории прав, не нужно сдавать город – только площадку.

Теория на категорию A при имеющейся B заключается в сдаче билетов на знание ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и сдаётся практически также, как и на автомобили:

  1. вам даётся 20 вопросов из случайно попавшегося билета и отводится 20 минут на сдачу,
  2. при неправильном ответе на один из 20 вопросов на категорию А вы получаете 5 дополнительных вопросов, на них ошибаться нельзя,
  3. если вы более 2 раз ошиблись в основных вопросах или хотя бы 1 раз на дополнительных, то экзамен вы не сдали.

Во сколько обойдется получение прав на мотоцикл

Многих интересует, сколько стоит сдать на права категории А. Ответ представляем в формате таблицы.

Статья расходов Сумма
Медсправка В государственном учреждении — 1,5-2 тыс. руб. В частной клинике сумма может быть больше в 2 раза.
Оплата за обучение Средняя стоимость колеблется в диапазоне 15-25 тыс. руб. Но иногда можно сэкономить. Бывают случаи, когда до начала обучения остается несколько дней, а группа еще не укомплектована. Чтобы получить хотя бы часть дохода, некоторые автошколы объявляют скидки до 30%.
Оплата за сдачу экзаменов Теория вместе с практикой обойдется в 3–5 тыс. руб.
Госпошлина 2 тыс. руб. за пластиковые права без чипа и 3 тыс. руб. — с чипом

Требования к водителю для получения прав, ограничения по медпоказаниям

Правила прохождения медицинской комиссии основаны на нормах, обозначенных в ФЗ от 1995 года «О безопасности дорожного движения». Для каждой категории водителей могут быть предусмотрены различные правила, предполагающие конкретные нормы и показатели, по которым оценивают возможность допуска к управлению транспортными средствами.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Порядок прохождения комиссии предполагает посещение таких врачей:

  • офтальмолог;
  • лор;
  • хирург;
  • терапевт;
  • невропатолог;
  • гинеколог (для женщин).

С какого возраста можно учиться на права

Минимальный возраст, с которого в России можно получить водительские права, зависит от категории транспортного средства.

Получить права категорий «М» и «A1» можно с 16 лет, «А», «B», «В1», «С», «С1» – с 18 лет, «D», «D1», «Tm», «Tb» – с 21 года.

Для категории «ВЕ» требуется стаж управления ТС категории «В» от одного года, «CE», «C1E» – стаж управления ТС категории «C» от года, а «DE», «D1E» – стаж управления ТС категории «D» от года.

Особое внимание заострим на том, что, в соответствии с пунктом 21.4 ПДД, при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1» к учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста 16 лет.

То есть пройти обучение навыкам вождения на легковом («B») или грузовом («С») автомобиле можно с 16 лет, а вот получить права всё равно не получится. Кандидаты в водители по категориям «В» и «С» допускаются к сдаче экзаменов в 17 лет, но права получают лишь в 18. Верхней возрастной границы для управления транспортным средством в российском законодательстве нет.

Таблица возраста для получения прав

Категория Обучение в автошколе Сдача экзамена Получение удостоверения
М — мопеды
А1 — мотоциклы до 125 см3
16 16 16
А — мотоциклы 18 18 18
B — легковые автомобили
C — грузовые автомобили
16 17 18
D — автобусы 20
(18 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
20 21 21
BE, CE, DE — составы транспортных средств после 1 года стажа после 1 года стажа после 1 года стажа

Человек, управляющее мопедом или скутером, становится полноценным участником дорожного движения, и должен отвечать за свои действия и безопасность. Поэтому для управления легким двухколесным транспортом с ограничением скорости в 50 км/ч, он должен пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение категории М.

Получение удостоверения с действующей категорией М, которая позволяет управлять мопедом или скутером разрешено с 16 лет. Сдать на права в 14-15 лет нельзя. Обучение и сдача теста в ГИБДД для претендентов на открытие этой водительской категории, производится в том же порядке, и по тем же правилам, что и при получении водительских удостоверений для других категорий.

Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)

Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.

Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.

Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.

С какого возраста можно учиться на права

Минимальный возраст для получения водительских прав в России зависит от категории транспортного средства.

Категории «M» и «A1» можно получить в возрасте 16 лет, категории «A», «B», «B1», «C», «C1» — в возрасте 18 лет, категории «D», «D1», «Tm», «Tb» — в возрасте 21 года.

Для категории «BE» требуется один год водительского стажа в категории «B», «CE», «C1E» — один год водительского стажа в категории «C» и «DE», «D1E» — один год водительского стажа в категории «D».

Читайте также:  Как подают на алименты на детей?

Отметим, в частности, что, согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения, лица, обучающиеся вождению в подкатегориях «В», «С» или «С1», допускаются к обучению вождению на дорогах в возрасте 16 лет.

Другими словами, вы можете обучаться вождению легкового автомобиля («В») или грузовика («С») с 16 лет, но вы все равно не сможете получить водительские права. кандидаты в водители категорий В и С могут сдавать экзамен в 17 лет, но получить водительские права они смогут только в 18 лет. В российском законодательстве нет верхнего возрастного предела для вождения автомобиля.

Пройти курс на получение водительского удостоверения можно в автошколе, которая имеет специальную лицензию на право обучения. Автошколы имеют прикрепление к определенному экзаменационному отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения. При наборе группы школа обязана регистрировать каждого учащегося в базе курсантов ГИБДД.

Во время обучения вы должны будете освоить теоретический и практический материал, после чего выдается свидетельство о прохождении обучения транспортными средствами категории «А», «А1», «М».

Если у автошколы закончился срок лицензии и вас не допускают до сдачи экзаменов, обратитесь к нашим юристам, которые помогут решить данную проблему.

Противопоказания к вождению мотоцикла

Сдача на мотоцикле предполагает получение справки по форме 003-В/у, которая включает посещение и обследование у таких врачей как терапевт, нарколог, психиатр, офтальмолог. Вы не получите такую справку, а значит, не будете иметь возможность обучаться в мотошколе и в дальнейшем сдавать экзамен на получение прав соответствующей категории в следующих случаях:

  • Острота зрения менее 0,6 на том глазу, который видит лучше, и -0.2 на худшем глазу. Отметим, что это более строгие требования, чем для водителей автомобилей. Если один глаз полностью утратил зрительную способность, острота зрения на другом должна составлять не менее 0.8 – в противном случае пройти обучение также не представляется возможным. Ограничение движений глазного яблока, значительный спонтанный нистагм и другие заболевания также выступят основанием для запрета на управление мотоциклом.
  • Косоглазие, которое ведет к раздвоению объектов в восприятии водителя.
  • Психические и неврологические заболевания, которые препятствуют управлению любыми транспортными средствами.
  • Эпилепсия.
  • Инвалидность или заболевания, которые делают физически невозможным управление мотоциклом.
  • Заболевания органов слуха, ведущие к неспособности воспринимать устную речь и сигналы на дороге. Использование слуховых аппаратов, при условии, что оно возвращает эту способность, снимает данный запрет.
  • Деформация кистей или стоп, отсутствие пальца или его фаланги, различие в длине конечностей при условии нарушения объема движений.

Дополнительные курсы вождения — 750 рублей

В мотошколе вас никто не учит ездить на мотоцикле. Там вас учат сдавать площадку в ГАИ, и эти навыки практически неприменимы на дороге общего пользования. Переключать передачи, занимать правильное положение в ряду, работать со взглядом при поворотах придется учиться самому. На YouTube полно полезных роликов, благодаря которым вы поймете, что мотоцикл держат не руками, а ногами, что байк едет туда, куда смотришь, что ехать по центру полосы — опасно, что, поворачивая руль мотоцикла влево, вы будете поворачивать вправо (и наоборот) и т. д.

Но я слишком сильно боялся мотоциклов (возможно, даже сильнее, чем моя мама), поэтому решил не ограничиваться просмотром роликов, а записался на дополнительные курсы в одну из лучших мотошкол Минска (не буду рекламировать, их и так все мотоциклисты знают). За 750 рублей со мной провели пять индивидуальных занятий по два часа каждое. С одной стороны, мне кажется, что это слишком дорого. С другой — за эти деньги я действительно понял, как управлять мотоциклом на любой скорости и получил ценные знания о правильной езде в городском потоке. После курсов я стал смелее закладывать мотоцикл в поворотах, лучше прочувствовал принцип контрруления и научился правильно переключать передачи.

В населенных пунктах малых размеров, очевидно, муки выбора, где проходить обучение, не столь значимы. Из 1-3 заведений точно одно окажется в приоритете. Однако, в городах миллионниках рынок пестрит объявлениями. Красивые сайты, привлекательные баннеры и соблазнительные цены. На чем в итоге остановиться и куда «податься»?

Читайте также:  Выплаты при несчастном случае или при профзаболевании

При изучении предложений и рассмотрении места для занятий лучше учитывать следующие критерии:

1. Наличие лицензии.

Только аттестованным школам официально разрешается проводить обучение. И только их документы об окончании будут учитываться в ГИБДД. Поэтому данную информацию следует уточнять в первую очередь. В противном случае есть риск потратиться дважды.

2. Территориальное расположение.

Вряд ли кому-то будет удобно в рабочие дни утром или вечером кататься на другой конец города, тратя на это несколько часов. Поэтому целесообразнее рассматривать организации вблизи места проживания или работы. Это в меньшей степени отразится на личном времени, а также снизит транспортные затраты.

3. Отзывы, рейтинг и репутацию.

Если заведение хотя бы несколько лет находится в данной сфере, то наверняка в открытом доступе можно найти немало отзывов тех, кто проходил обучение и пробовал сдать на права категории А. Несомненно, везде найдутся недовольные клиенты. Тем не менее, ориентируясь на большинство, получится составить общую картину качества и процесса обучения.

4. Наличие необходимой техники.

Если на примете к покупке уже есть конкретная модель мотоцикла, то лучше практиковаться именно на ней. Поэтому большим плюсом окажется ее наличие в мотопарке школы. Так можно будет не только подготовиться к экзамену, но и привыкнуть к транспорту для уверенной езды по городу.

Кроме того, почти в каждой школе есть пробные занятия. Их стоимость меньше обычного и позволяет ознакомиться с деталями от первого лица. Прежде чем отправлять всю сумму за обучение, порой полезно взять именно «пробник». Если присутствует хоть доля сомнения.

Что, если не сдал с первого раза?

В соответствии с российским законодательством гражданин, проваливший экзамен имеет право на пересдачу. Но здесь нужно решить, будут ли дальнейшие попытки осуществляться самостоятельно или в составе школы. Если человек собирается повторно сдавать экзамен в индивидуальном порядке, то следует забрать документы из мотошколы. После чего лично записываться на конкретный день и время и пробовать снова. В этом случае не требуется дополнительных оплат. Главное помнить о том, что:

  • Зачет по теории действует полгода. Если практика не сдана за этот период, то придется проходить тестирование снова.
  • Оплаченная госпошлина не ограничена по времени. Она точно сохраняет актуальность в течение финансового года. Тем не менее, тариф со временем может быть повышен. Тогда придется оформлять возврат денежных средств переводить в бюджет новую сумму.
  • И теория, и практика пересдается бесплатно.

Если удобнее пересдавать со своей школой, то вероятно потребуются дополнительные деньги. Иногда люди берут дополнительные занятия, а также платят повторно за подачу мотоцикла.

Можно ли получить без обучения в автошколе?

Тоже нет, увы! Данную норму законодательство 2023 года также регулирует достаточно чётко.

Статья 26 того же вышеназванного ФЗ-196 указывает на то, что для получения категории A при имеющейся B потребует проходить обучение в автошколе, иначе до сдачи экзаменов в ГИБДД вас попросту не допустят:

1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

То есть, для того, чтобы получить категорию А при открытой Б, придётся не только заново сдавать экзамен, но и обучаться в автошколе – как теоретической части билетов ПДД, так и вождению. Единственная хорошая новость здесь заключается в том, что в 2023 году существуют программы переподготовки водителей, подразумевающие упрощённый порядок обучения – меньшее количество часов в автошколе.

Давайте выясним, что включено в такой порядок, немного подробнее!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *