Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы проведения закупок и обоснования для них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неконкурентный способ закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.
Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)
Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.
Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.
Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).
Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:
- заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
- закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
- заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;
- закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
- закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
- заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
- приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.
Как проходят конкурентные закупки
- Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
- Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
- Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
- Определяется победитель закупки.
В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:
- поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
- поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).
Неторговые и неконкурентные способы
Помимо этих четырёх торговых способов закупки заказчик может описать в своём положении о закупке иные неторговые, но при этом конкурентные способы закупки. Основание: п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Это может быть запрос цен (неторговый аналог запроса котировок), многокритериальная закупка (неторговый аналог запроса предложений) и т.п. Главное при установлении каждого дополнительного конкурентного способа закупки – помнить о требованиях частей 3 и 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
При этом заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки. Основание: ч. 5 ст. 3.2. Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено. Это ограничение касается только конкурентных закупок.
При этом неконкурентная закупка в силу прямого указания ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, не тождественна закупки у единственного поставщика. Заказчик может предусмотреть в своём положении о закупках условно «неконкурентные» способы, при этом подразумевающие соревнования поставщиков. Тем более что использование таких закупок не запрещено новой редакцией Закона № 223-ФЗ даже несмотря на то, что эти способы условно обозначены как «неконкурентные». Никаких обязательств по проведению определённого объёма закупок торговыми «конкурентными» способами (за исключением условных 15% закупок у МСП) на заказчика, как и раньше, не возложено.
Формально «неконкурентные» закупки, надлежащим образом урегулированные в положении о закупке путём включения в него соответствующих норм или ссылки на регламент ЭТП, позволяют заказчику одновременно сохранить следующие преимущества:
- Проведение закупки в электронной форме.
- Соревнование за подряд широкого круга поставщиков.
- Возможность указания в закупочной документации требования о конкретном товарном знаке и иных средствах индивидуализации.
- Многокритериальное соревнование поставщиков в режиме онлайн.
- Возможность отказаться от проведения закупки до объявления победителя.
Управление закупочной логистикой
Чтобы добиться эффективности закупочной логистики, важно правильно определить, кто и как может её проводить. Подходы определяются в зависимости от масштабов бизнеса:
Децентрализованный подход |
Централизованный подход |
Применяется в малом и среднем бизнесе. Её суть:
Для малого и среднего бизнеса особенно важно экономить время на бюрократических моментах, чтобы как можно быстрее закрыть потребности тех или иных подразделений в материалах, сырье. |
Применяется в крупном бизнесе, где функционирует отдел снабжения или уполномоченный менеджер, ответственный за поставки ресурсов предприятию. Необходим, когда:
|
Способы закупок по 44-ФЗ 2021 г.
В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.
Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:
- с информацией, которая является государственной тайной;
- технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
- среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
- на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
- с российским происхождением товаров.
Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.
Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.
Закупочная деятельность
Что такое закупка и закупочная деятельность?
Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).
Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».
Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.
Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.
Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.
Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.
Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.
Неторговые способы закупки: достоинства и особенности
При необходимости удовлетворения потребностей в конкретных товарах, работах, услугах заказчик вправе использовать такой способ закупки, как запрос котировок. Многие заказчики его также называют «запрос цен».
Запрос цен может проводиться в электронной или не в электронной форме; может быть открытым и закрытым; с переторжкой или без нее. В исключительных случаях запрос цен может быть с проведением предварительного отбора участников закупки и выбором нескольких победителей.
Определение запроса котировок должно содержаться в положении о закупке. Можно использовать следующий вариант: «Под запросом котировок следует понимать конкурентный способ проведения закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок; победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора». Все условия применения запроса котировок обуславливается Законом №223-ФЗ и положением о закупке, в котором желательно устанавливать определенный ценовой порог, при котором используется данный способ закупки.
Заказчик формирует требования к закупаемым товарам, работам, услугам по техническим, потребительским или другим характеристикам (например, качество товара подтвердить соответствующим сертификатом или паспортом качества и др.), устанавливает начальную (максимальную) цену договора, требования к участникам (например, участник закупки должен обладать необходимыми лицензиями, не находиться в процессе ликвидации или быть признанным банкротом, не находиться в реестре недобросовестных поставщиков и др.,), требования по обеспечению заявки (по необходимости, если это прописано в положении о закупке).
Заказчик формирует извещение, документацию, проект договора, подлежащие размещению на официальном сайте (в единой информационной системе).
Извещение, документация о закупке, проект договора формируются в соответствии со ст.9, ст.10 Закона №223-ФЗ и ПП РФ №908, где указано, какие именно сведения должно содержать извещение, документация закупки и порядок размещения данной информации на официальном сайте.
Заказчик в закупочной документации также указывает, что он имеет право отказаться от запроса котировок в любое время, это же условие должно быть и в положении о закупке. Рекомендуется указать, что данная закупочная процедура не является торгами по законодательству РФ, и заключение договора – это право, а не обязанность заказчика.
Вместе с извещением, закупочной документацией на официальном сайте публикуется также проект договора, созданный заказчиком. На его основе в последующим будет заключен договор с победителем процедуры.
Закон №223-ФЗ не регламентирует срок размещения заказчиком извещения о проведении запроса котировок, он должен быть указан в положении о закупке и закупочной документации (как правило, не менее чем за 5 – 10 дней до окончания срока подачи заявок). Заказчик должен указать планируемые даты публикации, дату и время окончания подачи приема заявок, дату и время рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также место рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Запрос предложений заказчики обычно проводят в том случае, если необходимо оценить заявки участников по нескольким критериям, а конкурс проводить нецелесообразно.
Алгоритм проведения запроса предложений, как правило, совпадает с алгоритмом проведения конкурса. При этом минимальный срок приема заявок в запросе предложений законодательно не установлен и должен быть определен в положении о закупке.
Как правило, заказчики отводят 7 – 10 дней на прием заявок на участие в запросе предложений.
Мы рекомендуем применять, помимо прочих способов, запрос предложений в электронной форме.
Поскольку проведение запроса предложений не регламентировано ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом №223-ФЗ, заказчику необходимо дать ему определение в положении о закупке.
Например, можно включить следующую формулировку: «Запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке».
Хотя Закон №223-ФЗ не требует от заказчиков обязательного создания комиссии по закупкам, при проведении запроса предложений такую комиссию имеет смысл создавать для оценки предложений участников в соответствии с документацией.
Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ
Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.
Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.
ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).
Запрос предложений заказчики обычно проводят в том случае, если необходимо оценить заявки участников по нескольким критериям, а конкурс проводить нецелесообразно.
Алгоритм проведения запроса предложений, как правило, совпадает с алгоритмом проведения конкурса. При этом минимальный срок приема заявок в запросе предложений законодательно не установлен и должен быть определен в положении о закупке.
Как правило, заказчики отводят 7 — 10 дней на прием заявок на участие в запросе предложений.
Поскольку проведение запроса предложений не регламентировано ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом №223-ФЗ, заказчику необходимо дать ему определение в положении о закупке.
Например, можно включить следующую формулировку: «Запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке».
Хотя Закон №223-ФЗ не требует от заказчиков обязательного создания комиссии по закупкам, при проведении запроса предложений такую комиссию имеет смысл создавать для оценки предложений участников в соответствии с документацией.
Как закупают по 44-ФЗ
Мы собрали все возможные варианты торгов в таблицу видов закупок по 44-ФЗ, актуальную в 2021 году:
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ | Неконкурентные |
---|---|
Конкурс — закрытый, электронный закрытый и открытый | Закупка у единственного поставщика |
Аукцион — электронный, закрытый, электронный закрытый | |
Запрос котировок | |
Запрос предложений |
Эксперты КонсультантПлюс разобрали ключевые изменения в 44-ФЗ в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Обжалование в ФАС требований документации
Практика показывает, что обращение с жалобой на требования документации заказчика, ограничивающие конкуренцию, в территориальные органы ФАС РФ во многих случаях результативно.
Так, ФАС признаются в качестве ограничительных следующие требования к участникам:
- Установление заказчиком в документации обязательного требования к участникам конкурса об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам более 1 000 руб. и необходимости представления в составе заявки соответствующей справки из ФНС России, полученной не ранее даты размещения в ЕИС извещения и документации (решение ФАС РФ от 06.07.2016 № 223ФЗ-326/16).
- Установление в документации обязательных требований о наличии в штате участника аукциона 200 работников (решение ФАС РФ от 30.06.2016 № 223ФЗ-306/16).
- Предоставление банковской гарантии только банками из перечня (решение ФАС РФ от 29.04.2016 № 223ФЗ-173/16).
- Обладание производственными мощностями (решение ФАС РФ от 27.04.2016 № 223ФЗ-165/16).
- Установление требований об отсутствии негативного опыта (решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16).
- Неизмеряемые требования и т. д.
Поэтому таким способом обжалования документации, как обращение в территориальные органы ФАС РФ, пренебрегать не рекомендуем.
Итак, дискриминирующие условия закупки встречаются нередко, поэтому с 01.01.2017 законодатель сузил сферу действия закона №223-ФЗ. Во всех случаях установления ограничительных, неясных, нецелесообразных требований рекомендуется рассматривать возможности обжалования закупочной документации, действий заказчика, конкурсной или аукционной комиссии в территориальных органах ФАС РФ и в судебном порядке.
Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.
Электронный магазин малых закупок: важные нюансы, связанные с логистикой
Крупным корпорациям на постоянной основе необходима доставка различных грузов. У большинства предприятий есть соглашения с межрегиональными службами доставки, например, с Деловыми линиями и другими сервисами. Однако, с точки зрения экономии бюджета, часто выгоднее заказывать перевозку через локальную службу доставки. Поскольку крупной логистической службе в любом случае придется задействовать свой транспорт транзитным методом, направляя его в регионы. Отсюда стоимость перевозки возрастает до 2-3 раз.
Однако это правило действует не всегда. Бывает так, что прайс у крупного перевозчика для той или иной локации может быть даже выгоднее, чем у местных контор. Кроме того, следует брать в расчет и наличие нужного количество машин.
Такие логистические нюансы магазин закупок малого объема также должен учитывать автоматически. Как это происходит: площадка малых закупок автоматически анализирует предложения от всех возможных поставщиков из базы и сравнивает их прайсы и условия на доставку. К примеру, если сегодня необходимо перевезти груз в одну точку, и это оказывается оптимальнее через местную службу доставки, то в закупке побеждает такое предложение. Если же на следующий день возникает необходимость перевозки аналогичного груза, и условия крупного провайдера оказываются выгоднее, — выигрывает данное предложение.
Запрос предложений — конкурентный способ закупки без проведения торгов, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер. Данный способ закупки аналогичен конкурсу («миниконкурс»). Заказчик в закупочной документации может указать свое право отказаться от проведения запроса предложений в любое время до момента заключения договора, также на заказчике не лежит обязанность заключить договор с победителем закупочной процедуры. Запрос предложений целесообразно использовать, когда в короткие сроки необходимо закупить товары (работы, услуги). Заказчик устанавливает сроки проведения закупочной процедуры, обычно это 5-10 дней (прием заявок, оценка и рассмотрение, подведение итогов) в закупочной документации согласно Положению о закупках.
Так же как и в конкурсе в закупочной документации заказчик устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок участников, закрепляется значимость того или иного критерия, количество баллов, которые присваиваются по каждому критерию, алгоритм подсчета баллов. Запрещается предъявлять к участникам, как торговых процедур, так и неторговых, требования, не предусмотренные в закупочной документации. После определения победителя заказчик на свое усмотрение может заключить с ним договор.
Конкурентные переговоры
Конкурентные переговоры — конкурентный способ закупки без проведения торгов, при котором заказчик проводит переговоры с поставщиками, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора. Данный способ закупок не такой распространенный как запрос предложений или запрос котировок. Заказчик оповещает неопределенный круг лиц о намерении провести конкурентные переговоры. Лица, желающие принять участие, подают заявки в соответствии с закупочной документацией. После чего ведутся переговоры между заказчиком и участниками о характеристиках продукции, о стоимости, условиях поставки и оплаты и т.д. На этапе переговоров заказчиком ведутся протоколы, где отображается суть договоренностей относительно товара (работ или услуг). Заказчик на свое усмотрение может заключить договор с участником закупки, который предложил лучшие условия. Данный способ закупки обеспечивает широкие возможности для заказчиков при проведении закупки, так как есть постоянный контакт с потенциальным поставщиком.
Также как и другие неторговые способы, конкурентные переговоры могут быть реализованы в электронной форме . Конкурентные переговоры используются как и не закупочная процедура для мониторинга и анализа рынка товаров, работ и услуг.
Конкурентные процедуры могут проводиться среди неограниченного круга участников (открытие закупки), среди ограниченного круга участников (закупки с ограниченным участием и закрытые закупки). К закупкам с ограниченным участием допускаются такие участники, которые прошли предварительный квалификационный отбор, специально приглашенные для участия.
Предквалификационный отбор
Предквалификационный отбор проводится в случаях, когда товары (услуги,работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число лиц. Суть предварительного квалификационного отбора заключается в следующем: например, заказчик сначала проводит отбор поставщиков по определенному направлению, к примеру, осуществление строительных работ. Готовится предквалификационная документация, где заказчик указывает необходимые требования к участникам (наличие необходимого оборудования, квалифицированного персонала и т.д.), критерии отбора (наличие опыта выполнения таких работ, сроки выполнения и т.д.). Эта процедура открытая и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица. В последствии будут отобраны среди участников лучшие, например 3-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации). Заказчик формирует список квалифицированных поставщиков, в данном случае подрядчиков, на определенный в срок, когда заказчик будет проводить именно среди этих участников различные закупочные процедуры. То есть к участию будут приглашаться только лица из такого перечня.
В случае, если заказчиком было принято решение об ограничении участия в конкретной процедуре закупок, информация об этом должна быть указана в извещении о закупке. Порядок и случаи проведения предквалификационного отбора следует установить в положении о закупке.