Налог на прибыль организаций: характеристика элементов налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль организаций: характеристика элементов налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство разрабатывает и устанавливает различные формы налоговых отношений между государством и налогоплательщиками. Число налогов в нашей стране, равно как и их структура многообразны, однако составляющая налоговых формул, так называемых элементов налога – универсальны. Налог всегда четко определен, что достигается вовлечением в процесс его расчета полной совокупности всех элементов налога.

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Элементы налога на прибыль: таблица

Главным документом в нашей стране, в котором прописаны элементы любого налога – это Налоговый кодекс РФ. В нем поименованы основные, или обязательные элементы налога. Однако, в виду того, элементы налога имеют разный правовой статус, условно их можно разделить на три группы:

  • Основные (обязательные) элементы – перечисленные в НК РФ;
  • Факультативные – необязательные. Закрепляются законодательными актами по налогам и сборам;
  • Дополнительные – не закреплены законодательно, но так или иначе оказывают влияние при расчете налога.

Это еще один элемент налога на прибыль. Размер налоговой ставки зафиксирован в Налоговом кодексе и составляет в общем случае 20%, но есть и исключения, которые прописаны в кодексе. Налог перечисляется в размере 2% в федеральный бюджет и 18% – в региональный бюджет отдельными платежными поручениями.

Также НК предусмотрел отдельные налоговые ставки для определенных категорий налогоплательщиков. Так, например, доходы иностранных компаний облагаются по ставке 20% в федеральный бюджет.

Субъекты РФ могут вводить для своих налогоплательщиков пониженные ставки, но не менее 13,5%. Имеются и иные ограничения по ставкам, к примеру, у резидентов особой экономической зоны ставка налога к уплате в региональный бюджет не может быть выше 13,5%.

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Читайте также:  Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговый учёт прибыли

Появление в НК РФ главы 25 «Налог на прибыль организаций» породило налоговый учет прибыли, который существенно отличается от правил ведения бухгалтерского учета и определения прибыли организации. Это усложняет применение международных стандартов бухучета и финансовой отчетности. Правила ведения учета прибыли для целей налогообложения установлены ст. 313-333 НК РФ.

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в ст. 313 НК РФ было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).

Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. В рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, с 2005 г. организациям позволено формировать в налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете. Предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.

В рамках упрощения налоговой отчетности рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декларации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет возлагается на организацию — налогового агента, выплатившую этот доход (уплата налога «у источника»).

По истечении налогового периода налог уплачивается в срок, установленный для подачи декларации — до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое законодательство РФ стремится реализовать принцип устранения двойного налогообложения. С этой целью суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранного государства, засчитываются при уплате ею налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому уплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским законодательством (п. 3 ст. 311 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы доходы, полученные российской организацией за пределами России, учитываются в полном объеме. Из полученных доходов вычитаются расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Применение налога на прибыль

Применение налога на прибыль осуществляется в основном в странах с развитой рыночной экономикой и имеет огромное значение для успешного развития государства. Налог на прибыль даёт возможность государству оказывать воздействие на экономические процессы через использование эффективных налоговых рычагов. Данный налог успешно применяется для регулирования инвестиционной активности, развития малого предпринимательства, привлечения в страну иностранного капитала через предоставление налоговых льгот и снижение налоговых ставок.

Налог на прибыль выступает важнейшим инструментом, с помощью которого происходит регулирование экономики. В этой связи налогообложение прибыли предоставляет право государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь огромный источник дохода в бюджет, а также серьёзно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

Расчёт авансовых платежей

Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль организаций осуществляется в зависимости от налогового периода. Квартальный аванс рассчитывается как разница между налогом за текущий и предыдущий квартал. К примеру:

  • налог на прибыль организаций за текущий квартал составил 18 тыс.;
  • за предыдущий квартал был уплачен налог в 15300 рублей;
  • размер аванса составляет 2700 рублей.
Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2023 году

Расчет ежемесячных авансовых платежей осуществляется по схожим принципам:

  • ежемесячные авансовые платежи во втором квартале определяются по налогу за первый квартал, разделенный на три;
  • за третий квартал находят разницу между налогом за полугодием и первым кварталом — то есть, фактический налог за второй квартал, который также делят на три;
  • аванс за последние три месяца — из налога за девятимесячный период вычитают налог за полугодие, остаток делят на три.

Ежемесячные авансовые платежи первых трех месяцев идентичны авансам, уплаченным за последний квартал предыдущего года. Если компания только образована, то ежемесячные авансы не уплачиваются до расчета налога за полный квартал.

Термин «учетная политика для целей налогообложения» получил закрепление в Налоговом кодексе, а именно в п. 2 ст. 11 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ: «Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения, признания, оценки и распределения расходов и доходов, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности».

Прежде всего давайте определимся в применяемых терминах.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета — это система ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

Учетная политика для целей налогообложения — это правила формирования налоговой базы, допускаемые Налоговым кодексом.

Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не формирует единые нормы учетной политики, которые касались бы всех налогов. Нормы учетной политики, изложенные в соответствующей главе НК РФ, распространяются только на налог, которого касается данная глава. В соответствии с таким подходом в гл. 21 и 25 НК РФ различным образом изложен порядок формирования учетной политики.

Показатель «прибыль» для целей бухгалтерского учета означает итог хозяйственной деятельности за данный отчетный период.

Со вступлением в силу гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» получил нормативное закрепление термин «налоговый учет».

Новые элементы учетной политики Признание расходов на приобретение земельных участков

Многие организации в своей коммерческой деятельности связаны с использованием земельных участков. Предприятия и организации могут приобретать землю в собственность, а могут заключать договоры аренды земельных участков. Из области земельных отношений практически уходит такое понятие, как постоянное бессрочное пользование земельными участками, на смену которому приходит обязательная необходимость для юридических лиц переоформления бессрочного пользования на право аренды земельных участков или приобретение земли в собственность.

Принципиально изменился подход к налогообложению земли. С 1 января 2005 г. была введена новая глава Налогового кодекса — 31-я, которая ввела земельный налог взамен ранее взимавшейся платы за землю, регулируемой Законом о плате за землю.

В качестве объекта налогообложения земельным налогом гл. 31 НК РФ определены земельные участки, находящиеся на территории муниципальных образований. Напомним, что Законом о плате за землю был предусмотрен в фиксированной сумме платеж в рублях и копейках за единицу площади земельного участка. Глава 31 НК РФ за налоговую базу взяла кадастровую стоимость земельных участков. Но гл. 31 НК РФ понятие «земельный участок» не расшифровывает.

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Признание доходов и расходов

Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.

Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.

Читайте также:  Получите электронную книгу "Кредиторы vs Дебиторы"

При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.

Основные нормативные документы, регулирующие учет налога на прибыль организаций

Основные нормативно-правовые акты, применяемыми аудируемым лицом при отражении в бухгалтерской (финансовой) отчётности расчётов с бюджетом по налогу на прибыль:

§ Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;

§ Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утверждённое приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н;

§ Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

§ Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»;

§ Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённая приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

§ Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании соответствующих услуг, утверждённые Минфином России 23.04.2004, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 22.04.2004 № 25.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, который применительно к организации является аналогом налога на доходы физических лиц.

Ставка налога на прибыль не должна быть слишком большой.

Исследования экономистов США показали, что при повышении ставки налога на прибыль примерно до 35 % сумма собираемых налогов увеличивается, далее при повышении ставки, например, до 50 % -увеличивается незначительно, а затем начинает снижаться. Причина такого снижения заключается в том, что слишком большие ставки налога угнетают деловую активность.

Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная прибыль — разница между доходами и расходами организации.

Получение прибыли — это цель деятельности коммерческой организации. Поэтому расчет прибыли производится с высокой степенью детализации и особенно тщательно на основании данных налогового учета. Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому учету. Доходы и расходы организации регистрируются в бухгалтерском учете независимо от того, как они признаются в налоговом учете.

Но при регистрации событий хозяйственной жизни организации доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете проще регистрировать аналогично.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой по правилам налогового учета. Налоговая база по видам прибыли, которая облагается по нестандартной ставке, определяется отдельно.

Особых льгот по налогу на прибыль законодательство не предусматривает, что логично, поскольку название налога говорит само за себя. Если организация имеет своей целью (или одной из целей) получение прибыли и ей это удается делать, то своей прибылью она должна делиться с государством.

При этом законодательство содержит подробный перечень ситуаций, которые не признаются получением дохода, подлежащего налогообложению. Например, не считаются доходом материальные ценности, которые организация получила извне на общественно полезные цели, т. е. на цели, не связанные с получением прибыли.

Большинство организаций налоговую базу определяют, используя метод начисления (т. е. по отгрузке), при котором доходы и расходы регистрируются по правилам бухгалтерского учета. По этим правилам налоговая база определяется в момент, когда передается право собственности на товары и прочее имущество или регистрируется факт выполнения работ (оказания услуг).

При небольшой выручке организация имеет право определять даты дохода и расхода с помощью кассового метода (т.

Право на применение кассового метода предоставляется при условии, если средняя выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за квартал, рассчитанная за предыдущие четыре квартала, не превышает 1 млн руб.

Применение кассового метода для целей определения налога на прибыль означает, что в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы отражаются в разные моменты времени.

На практике кассовый метод используется крайне редко. Причина проста: если организация имеет небольшую выручку — менее 1 млн руб. за квартал, то для упрощения отчетности и радикального снижения налоговой нагрузки ей следует перейти на упрощенную систему налогообложения.

Стандартная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 18 %, — в региональный бюджет, причем субъект Российской Федерации имеет право уменьшить свою налоговую ставку до 13,5 %.

Ограничивая право субъекта Российской Федерации уменьшать свою ставку ниже определенного уровня, государство препятствует появлению «внутренних офшоров» — зон с особо льготным налоговым режимом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *