Суть и виды налоговых деклараций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суть и виды налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Форма налоговой декларации. Указываемые в декларации сведения

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Письмом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2005 г. N ММ-6-01/119 «О приеме налоговых деклараций» установлена норма, согласно которой в случае, если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, утверждены приказом МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 (в ред. приказа МНС РФ от 1 сентября 2003 г. N БГ-3-06/484).

Внесение изменений в налоговую декларацию

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Нюансы заполнения декларации

Несколько советов, как заполнить бланк, чтобы точно не пришлось ничего переписывать:

  • Если заполняете в электронном виде, используйте стандартный шрифт Courier New и кегль 16 или 18.

  • Укажите на первой странице общее количество листов.

  • При заполнении в каждом «квадратике» помещайте один символ.

  • Если вам нужно округлить копейки в сумме подоходного налога, до 49 округляйте в меньшую сторону (отбрасывается), от 50 – в большую (до полного рубля).

  • Во всех остальных случаях указывайте копейки точно.

  • После заполнения и комплектования декларации необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле «Стр.». При этом номер страницы записывается следующим образом: например, для первой страницы – «001», для пятнадцатой – «015».

Cпocoбы пoлyчeния блaнкa для зaпoлнeния дeклapaции

Пepeд тeм, кaк зaпoлнить нaлoгoвyю дeклapaцию, нyжнo пoлyчить блaнк.

Нaлoгoвoй инcпeкциeй ycтaнoвлeнa фopмa дeклapaции 3-НДФЛ. Гoтoвый блaнк пpeдocтaвляeтcя вoзмoжным cкaчaть в oткpытoм дocтyпe в ceти интepнeт.

B дeклapaции пo фopмe 3-НДФЛ внyшитeльный oбъeм cтpaниц, пoэтoмy чacтo гpaждaнe oбpaщaютcя зa пoмoщью к cпeциaлиcтaм или cпeциaлизиpoвaнным oнлaйн-cepвиcaм.

Ecли y гpaждaнинa пpиcyтcтвyeт cвoбoднoe вpeмя, чтoбы paзoбpaтьcя c ocoбeннocтями дeклapaции, тo впoлнe вoзмoжнo зaпoлнить ee caмocтoятeльнo. Ecть нecкoлькo вapиaнтoв caмocтoятeльнoгo фopмиpoвaния дoкyмeнтa в нaлoгoвyю:

  1. Moжнo cкaчaть в Интepнeтe блaнк, pacпeчaтaть eгo и зaтeм зaпoлнить вpyчнyю, тaкжe мoжнo пoлyчить блaнк, oбpaтившиcь в нaлoгoвyю.
  2. Cкaчaнный блaнк вoзмoжнo зaпoлнить нa кoмпьютepe, a зaтeм pacпeчaтaть, ecли этo тpeбyeтcя.
  3. Нa caйтe нaлoгoвoй cлyжбы paзмeщeнa пpoгpaммa для cкaчивaния «Дeклapaция», c пoмoщью нee нecлoжнo зaпoлнить фopмy.

B cлyчae нeвepнoгo зaпoлнeния дeклapaция бyдeт вoзвpaщeнa нaлoгoвым инcпeктopoм для иcпpaвлeния oшибoк.

Eжeгoднo cтpyктypa блaнкa пpeтepпeвaeт измeнeния, a тaкжe coздaютcя нoвыe пpaвилa. Нo oбщиe пpaвилa ocтaютcя пpeжними.

Чтoбы знaть, кaк пpaвильнo зaпoлнить 3-НДФЛ, нyжнo eжeгoднo cлeдить зa oбнoвлeниями в пpaвилax.

Формы заполнения налоговой декларации

Ранее Министерство финансов РФ имело полномочия утверждать формы налоговых деклараций. Со 2 сентября 2010 года эти полномочия переданы Федеральную Налоговую Службу России. Помимо форм, Федеральная Налоговая Служба России по согласованию с Министерством финансов РФ должна принимать порядок заполнения налоговых деклараций, а также порядок представления отчетности в электронном виде.

При анализе налоговых деклараций (таких как 3-НДФЛ, декларации о предполагаемом доходе физического лица по форме 4-НДФЛ) можно выделить следующие основные общие требования к заполнению данных форм[16]:

— Форма налоговой декларации на бумажном носителе заполняется от руки с использованием чернил синего или черного цвета либо распечатывается на принтере. Двусторонняя печать Декларации на бумажном носителе не допускается;

— С использованием программного обеспечения может подготавливаться Декларация;

— Наличие исправлений в Декларации не допускается;

— Не допускается утрата сведений на листах Декларации при использовании для скрепления листов Декларации механических канцелярских средств;

— При заполнении форм используются значения показателей о доходах расчетных, платежных и иных документов, имеющихся в распоряжении налогоплательщика;

— Копия документа, подтверждающего полномочия законного или уполномоченного представителя налогоплательщика на подписание представляемой Декларации, должна прилагаться к Декларации;

Читайте также:  Завещание или дарственная: как сэкономить при передаче жилья

— Форма Декларации состоит из титульного листа, разделов и приложений к ней;

— и пр.

Если после утверждения ФНС РФ новой формы декларации налогоплательщик заполняет и подает декларацию старой формы, возможны следующие последствия. Налоговый орган, в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ[17], направит налогоплательщику требование о предоставлении необходимых налоговых деклараций, которые налогоплательщик не сможет исполнить, поскольку уже сдал декларацию, хотя и старой формы. В этом случае налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ «Непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», и наказание по данной статье штраф в размере 200 рублей за каждую непредставленную декларацию.

Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 2 марта 2006 г. по делу N А74-4608/05-Ф02-770/06-С1[18] указал, что в ст. 126 НК РФ ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме не предусмотрена.

Аналогичным образом Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа выступил в своем решении от 15 ноября 2005 года по делу N А05-6370/05-22[19], отметив, что из положений статьи 119 НК РФ следует, что она имеет ответственность только за нарушение срока подачи декларации; иные нарушения, связанные с порядком подачи этого документа, в том числе несоблюдение налогоплательщиком установленных для него форм, не являются правонарушением по ст.119 НК РФ.

Таким образом, исходя из вышесказанного, судебная практика по данному вопросу служит в интересах налогоплательщика: подача декларации в неустановленной форме не может рассматриваться как непредставление декларации.

Нарушение требований заполнения налоговой декларации само по себе также не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности (налоговой, административной, уголовной).

Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 12 января 2006 года по делу N Ф09-6042/05-С2[20] обратил внимание на то, что нарушение налогоплательщиком требований заполнения форм декларации, представленной в налоговый орган в установленный срок с надлежащим сведениями для осуществления налогового контроля, не может являться единственным основанием для привлечения указанного лица к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ, так как в силу пункта 6 ст. 108 НК РФ налоговые органы обязаны раскрывать обстоятельства, свидетельствующие как о факте совершения налогового правонарушения, так и о виновности лица в его совершении.

Интересно отметить, что пункт 2.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ (ред. от 20.12.2018)[21], содержит положение, противоречащее статьям 80 и 81 Налогового кодекса, о том, что в случае несоответствия по установленной форме представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган такую декларацию не принимает.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения регистрация налогоплательщика на бумажном носителе или в электронном виде. Формы налоговой декларации предоставляются налоговыми органами бесплатно[22]. Представить налоговую декларацию могут как лично руководитель организации, учреждения или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации, учреждении. лично или через уполномоченного представителя.

Налоговая декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи[23].

Налоговая декларация, представляемая в налоговый орган, подписывается определенным лицом при отсутствии полномочий (в том числе юристом организации, действующим без доверенности), то такой документ будет не являться налоговой декларацией. Последующее одобрение этих действий руководителем организации не влечет за собой никаких последствий, представленный документ не приобретет статус налоговой декларации (в том числе с момента его подачи), и организация может быть привлечена к ответственности по статье 119 НК РФ[24].

Каждым налогоплательщиком представляется налоговая декларация по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если налогоплательщик освобождается от обязанности уплаты определенных налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, он не представляет в налоговый орган налоговые декларации по этим налогам.

Лицо, признанное налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операции, приводящие к поступлению денежных средств на его банковский счет, и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию, форма и порядок заполнения которой утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России.

В налоговый орган упрощенная налоговая декларация представляется по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Сроки представления деклараций по отдельным налогам устанавливаются соответствующими главами части второй Налогового кодекса[25].

Таким образом, формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются ФНС России. Данные формы меняются очень часто, так как это связано с изменением налогового законодательства, и с попытками упростить уже существующие формы для налогоплательщиков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законодательство Российской Федерации:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» // «Российская газета», N 278, 09.12.2011,
  5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О почтовой связи» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3697
  6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений»// «Российская газета», N 144, 29.07.1997
  7. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Российская газета», N 164, 31.07.2007
  8. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» // «Российская газета», N 245, 31.12.2002
  9. Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 220, 02.10.2019
  10. Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 220, 02.10.2019
  11. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 265-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи судебного участка N 1 города Смоленска о проверке конституционности пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 6, 2006
  12. Приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (ред. от 20.12.2018) «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» // «Документы и комментарии», N 19, 03.10.2005
  13. Приказ ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@ (ред. от 09.01.2019) «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2011 N 19928) // «Российская газета», N 54, 16.03.2011.
  14. Письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339) // «Официальные документы» (приложение к «Учет. Налоги. Право»), 2012, N 28
Читайте также:  Смена учредителя ООО в 2022 году: пошаговая инструкция

Учебная и научная литература:

Артамонова Л.Г. Принципы налогового контроля и контрольной работы налоговых органов: современные тенденции // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.

Вдовин В.М. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, А.В. Смирнова. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2012

Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В. Демин, Федер. Агентство по образованию; Краснояр. Гос. ун-т; Юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329с.

Карпов Э.С. Организационно-правовые основы государственного финансового контроля в зарубежных странах // Вестник Владимирского юридического института. Владимир, 2007. № 3. С.19

Костенко Н.Ю. Налоговая тайна: Научно-практическое пособие. М., 2003. С.23

Кучеров И.И. Налоговые преступления: Учебное пособие. М., 1997. С.62

  1. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 150.

Налоговое право. 2-е издание. Учебник для бакалавров – под. Ред. Цинделиани И.А.- Издательство Проспект, 2016. 478 с.

  1. Налоговое право: учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. М.: Проспект, 2016. 528 с.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Ушакова. М., 1996. Т.4. С.351

Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций. – М.: ГроссМедиа, 2018г.

Электронный ресурс:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2003) — Документ утратил силу [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2006 N А74-4608/05-Ф02-770/06-С1 Решение суда об отказе в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании штрафных санкций за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, оставлено без изменения, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственности за представление налоговой декларации по неустановленной форме // [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

  1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2012 по делу N А27-9884/2011 // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Московского округа от 09.07.2012 по делу N А40-26154/10-140-200 // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

  1. Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2010 N КА-А40/2152-10 по делу N А40-66572/09-118-522// СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2011 N КА-А41/7687-11 по делу N А41-13512/10 Требование: О признании незаконным бездействия налогового органа // // [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2013 по делу N А21-3191/2012 // // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2005 по делу N А05-6370/05-22 Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность налогоплательщиков за нарушение срока представления налоговой декларации. Иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации, в том числе несоблюдение формы последней, не образуют состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей // [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2012 по делу N А42-1176/2011 Требование: О признании незаконными действий налогового органа по выставлению требования об уплате НДС и вынесению решений о его взыскании за счет денежных средств на счетах общества и о приостановлении операций по счетам общества. Обстоятельства: Общество считает оспариваемое требование повторным. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку налоговый орган не представил доказательств, опровергающих довод о повторности требования, а также доказательств фактической обязанности общества по уплате налога, выводы суда основаны на неполном исследовании обстоятельств дела // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

  1. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.2010 по делу N А53-3/2010// СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2006 N Ф09-6042/05-С2 по делу N А60-18251/05 Ответственность за нарушение правил оформления налоговой декларации законодательством о налогах и сборах не предусмотрена, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость // [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2012 по делу N А64-3641/2012 // [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019)

  1. Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2002 N 3437) // «Российская газета», N 89, 22.05.2002,
  2. Приказ ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2018 N 52438) // [Электронный ресурс] // СПС «Консультантплюс» (дата обращения: 03.10.2019);

Форма налоговой декларации по НДС (ф.КНД 1151001) ежеквартально подается плательщиками налогового сбора на добавленную стоимость. Предоставляют отчет и лица, не обязанные изначально уплачивать налог, но выставившие счета-фактуры с НДС в процессе взаимодействия с контрагентами.

В обязательном порядке на титульном листе нужно указать:

  • отчетный период – год и код квартала;
  • сведения о подателе – наименование ЮЛ, ИНН, КПП и т. д.;
  • первичный отчет или уточненный.

Остальные разделы оформляются с учетом свершенных операций. Подается форма по итогам периода. Исключением является таможенная декларация НДС, подаваемая каждый раз при ввозе товаров.

Понятие декларации и порядок ее подачи

Как устанавливает подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация — это основной документ налоговой отчетности. Формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению утверждаются приказами Минфина РФ (ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ). Минфин РФ прибрел данное право со 2 августа 2004 г., когда вступили в действие соответствующие поправки, внесенные в п. 7 ст. 80 НК РФ Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ. До этого формы деклараций и порядок их заполнения утверждались МНС РФ (в настоящее время — ФНС РФ). Такие акты указанного финансового ведомства являются обязательными для налогоплательщика. Однако последний вправе обжаловать положения инструкций о порядке заполнения налоговых деклараций в суде. Бланки налоговых деклараций, а также разъяснения о порядке их заполнения предоставляются налогоплательщику налоговыми органами бесплатно (п. 2 ст. 80, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

По определению п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать положенный к уплате налог, что следует из п. 1 ст. 45 НК РФ, отразить в налоговой декларации полученный результат и внести соответствующую денежную сумму в бюджет.

В специально установленных законом случаях сумму налога рассчитывают налоговые органы, а налогоплательщику высылают требование о ее уплате (например, транспортный налог в отношении физических лиц — п. 1 ст. 362 НК РФ).

Принятие декларации налоговым органом

Налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации, т.е. в любом случае обязан принять представленный документ и провести камеральную проверку с целью выявления нарушений и ошибок в нем . По результатам проверки налоговый орган вправе предпринять меры по налоговому контролю, если для этого будут основания.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2006 по делу N А56-30331/2005.

В ходе камеральной налоговой проверки поданной декларации могут быть выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в них. Об этих фактах налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику, потребовав внести соответствующие исправления в декларацию в установленный срок. Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы ошибки в декларации приводили к занижению налоговой базы . Ошибка в декларации сама по себе еще не означает, что имеются признаки налогового правонарушения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2005 по делу N А05-6452/2005-10.

Налоговые органы обязаны по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку (штамп) о принятии и дату ее представления. Между тем отсутствие такого штампа не может служить доказательством непредставления в срок налоговой декларации .

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 по делу N А19-4596/04-45-Ф02-4025/05-С1.

В налоговой декларации необходимо указывать единый по всем налогам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Некоторые особенности подачи декларации

На практике существуют неясности в отношении представления деклараций в определенных ситуациях.

Нужно ли подавать налоговую декларацию, когда налогоплательщиком не ведется никакая деятельность? Статьи 80 и 81 НК РФ не дают ответа на этот вопрос. Анализ указанных норм позволяет лишь утверждать, что налоговую декларацию следует представлять только при наличии налога, который должен быть уплачен налогоплательщиком. Отсутствие обязанности по уплате налога предполагает и отсутствие обязанности подавать декларацию. Можно сделать поспешный вывод о том, что закон не требует представлять декларацию, если нет налогооблагаемой базы, так как смысл этого документа и состоит в том, что налогоплательщик раскрывает перед государством свои доходы, а поэтому их возникновение — якобы необходимое условие для подачи декларации. Но это не так.

Прежде всего составы правонарушений, указанные в ст. 15.5 КоАП РФ и ст. 119 НК РФ, не содержат такого критерия привлечения к ответственности за пропуск срока подачи налоговой декларации, как ведение (или нет) налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

Кроме того, из определения налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ) следует, что она должна быть представлена налогоплательщиком вне зависимости от осуществления деятельности. Повторим, что декларация — письменное заявление о доходах и расходах, налоговых льготах и рассчитанной сумме налога. Значит, закон допускает, что сумма налога, указанная в таком документе, может быть равна нулю (например, если деятельность не ведется).

Налоговая декларация при продаже квартиры

Декларация подается до первого мая, следующего за годом, в котором был получен доход от продажи недвижимости.

Заполнение налоговой декларации физического лица учитывает следующие моменты:

  • если проданная квартира принадлежала владельцу три или более лет, налогом доход не облагается и декларация не предоставляется ГНИ;
  • если квартира продана не дороже одного миллиона российских рублей, налог с дохода платится за вычетом этой суммы;
  • если доход превышает один миллион российских рублей, налоговая ставка составляет 13%;
  • если продается доля, каждый из совладельцев заполняет декларацию, указывая суммы дохода; следует различать долю в праве собственности и выделенную в натуре.

Декларация по «упрощёнке»

Предприятия и ИП, работающие на УСН, обязуются подавать налоговую отчётность ежегодно. Сроки предоставления декларации по «упрощёнке» за отчётный год существенно разнятся:

юридические лица сдают отчёт до 31.03 текущего года с одновременной подачей бухгалтерской отчётности;

ИП предоставляют такую декларацию включительно до 30.04 текущего года.

Если последний день отчётности выпадает на выходной или нерабочий, по общему правилу он переносится на следующий рабочий день.

К примеру, индивидуальный предприниматель должен был предоставить налоговую декларацию за 2015 год до 04.05.2016 г., так как 30.04 выпало на субботу и далее были праздничные дни.

Что касается КУДиР – по действующему законодательству её нужно обязательно заполнять и предоставлять по требованию ИФНС, однако, удостоверять книгу учёта в налоговой не требуется.

Декларационный бланк, использующийся при приобретении и продаже квартиры

Продажа и покупка жилья – момент, рано или поздно настающий в жизни каждого российского гражданина. В первом случае могут применяться как собственные цели плательщика, так и взятые в займ у кредитных организаций.

Чтобы отчитаться перед налоговой инспекцией о приобретении любого жилья, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • ксерокопию основного документа российского гражданина;
  • идентификационный номер покупателя квартиры или иного жилья;
  • справку с данными о поступающих к плательщику доходах и произведенных им налоговых отчислениях (форма 2-НДФЛ, берется у работодателя в бухгалтерском отделе);
  • договор о приобретении жилья или участии в долевом строительстве;
  • если недвижимость приобреталась на вторичном рынке, необходимо соответствующее свидетельство;
  • для недвижимости в новостройках необходим акт о приеме жилья;
  • документ, подтверждающий, что производилось внесение средств в качестве оплаты приобретения.

Декларационным бланком в этом случае будет служить форма 3-НДФЛ. С ее же помощью можно подать прошение о предоставлении вычета. Для этого будет необходимо оформить заявление с соответствующим требованием.

Если жилье реализовалось, а не приобреталось, до конца апреля следующего отчетного периода необходимо подать декларационный бланк все той же формы 3-НДФЛ. При этом, если квартира или другое жилье находилась в собственности у владельца менее 3 (если приобретено до 2016 года) или 5 лет (если после 2016 года), от декларирования доходов и подачи соответствующего документа налогоплательщик освобождается.

Разновидности декларационных бланков

Для каждого типа налога предусмотрена отдельная налоговая отчетность. Действующий перечень налоговых деклараций, расчетов и бухгалтерской отчетности:

  • для отражения расчета и обязательств по НДС;
  • по налогу на прибыль;
  • справки и расчеты по подоходному налогу;
  • по обязательствам в рамках режима УСН;
  • по ЕСХН;
  • по спецрежиму ЕНВД;
  • по имущественному налогу;
  • по транспорту;
  • по земельным участкам и налогам на них;
  • по НДПИ;
  • по водным ресурсам;
  • по акцизным платежам;
  • расчеты по страховым взносам;
  • баланс и приложения к нему с другими бланками финансовой отчетности;
  • по численности персонала.

Способы сдачи налоговых деклараций ИП

На сегодняшний день существует 3 варианта предоставления налоговой декларации с соответствующие органы: лично — предполагает личное присутствие предпринимателя или его представителя в налоговой инспекции; почтой – предполагает отправку налоговой декларации почтовым отправлением с описью вложений; через средства телекоммуникации (интернет).

Какой из способов использовать для передачи налоговой декларации – решать самому предпринимателю, однако, очень важно соблюдение сроков подачи финансовой отчетности! В случае несвоевременного предоставления декларации, на предпринимателя возлагаются штрафные санкции. Размер штрафа зависит от режима налогообложения, от размера налога и срока, на который была просрочена сдача отчетности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *