Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опубликован приказ о внедрении онлайн-тахографов c марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2021 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2021 |
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Это электронное устройство находится в кабине транспортного средства. Его назначение – регистрация различных параметров движения автомобиля, а также действий водителя в течение рабочей смены. Бортовой самописец фиксирует данные в цифровой форме. Доступ к информации ограничивается кругом лиц, имеющих специальные смарт-карты идентификации (водителя, контролера, мастера-настройщика, владельца ТС).
Данные регистрируются в зашифрованном виде, чтобы предотвратить их намеренное искажение или использование в неблаговидных целях.
Информация хранится во внутренней памяти устройства и на водительской карте. По мере необходимости сведения можно распечатать на бумажную ленту или скачать на сторонний носитель (диск, флешку). Подлинность данных подтверждается ЭЦП водителя, поэтому распечатка является юридически значимым документом.
С помощью тахографа производится:
- аутентификация карт водителя и других лиц, имеющих допуск к работе с данным устройством;
- регистрация времени езды и остановок ТС, переключение (ручное или автоматическое) рабочих режимов;
- контроль скорости перемещения транспорта, расхода топлива, маршрута движения, преодоленного расстояния;
- фиксация сбоев в работе ТС и неполадок в отдельных элементах самого устройства (принтера, карты, блока шифрования и т. д.).
Как работает тахограф в автомобиле?
Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:
- Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
- Подключается тахограф к электросети автомобиля.
- Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
- Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
- GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
- Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.
С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
А штрафовать будут просто за отсутствие тахографа или за отсутствие тахографа СКЗИ?
Из-за того что в новой редакции ст. 11.23 КоАП исчезнет буквальная формулировка «управление транспортным средством … с несоответствующим установленным требованиям тахографом», у некоторых представителей отрасли возникло предположение, будто штрафовать будут просто за отсутствие тахографа, а не тахографа с блоком СКЗИ.
Однако на самом деле в новой версии статьи будет положение, которое звучит следующим образом: «Управление транспортным средством … с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа». А к этим нормативно-правовым актам как раз таки относятся уже не раз упомянутые Приказы №273 и №36, посвященные аккурат тахографам СКЗИ.
Исключение составят разве что грузовые автомобили, работающие в международном сообщении: в них стоят контрольные устройства по ЕСТР.
Кому обязательно нужно обзавестись тахографом
Владельцам всех ли транспортных средств, задействованных в перевозках, нужно устанавливать тахографы? И распространяется ли требование по установке приборов на тех, кто занимается некоммерческими перевозками? Эти вопросы можно очень часто увидеть на всевозможных форумах автовладельцев и на разных специализированных ресурсах. Так что же по этому поводу говорит уже помянутое законодательство?
В соответствии с приказом №36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года, тахографы обязаны устанавливать владельцы таких транспортных средств:
- грузовых автомобилей категории N2: к этой категории относятся грузовые транспортные средства, чья масса превышает 3,5 т, но не больше 12 т.
- грузовых автомобилей категории N3: то есть грузовиков, чья масса превышает 12 т.
- транспортных средств для пассажирских перевозок категории M2: в таких автобусах должно быть, помимо водительского, не более восьми мест для пассажиров, а масса не должна превышать 5 т.
- транспортных средств для пассажирских перевозок категории M3: то есть автобусов, способных перевезти больше восьми человек и чья масса превышает 5 т.
Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.
Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):
В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |