Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наличие правоустанавливающих документов – это только половина успеха; все они должны быть оформлены надлежащим образом. Типовые приказы и документы делаются по установленной форме. Помните, что все заявления пишет от руки сам работник, и что на соответствующих приказах необходим его автограф. Будет лучше, если журналы будут в твердой обложке, с клеевым переплетом, прошнурованы, пронумерованы на каждой странице, в конце – информация об общем количестве страниц, подпись, и печать.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда — проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок — поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда — запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

— выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

— подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

— в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Но не будем забывать, что и проверка, и инспектор тоже должны соответствовать определенным требованиям. Как поясняет юрисконсульт Надежда Андреева, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированной Россией Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», Трудовым кодексом РФ и другими правовыми актами.

Согласно статье 360 ТК РФ при проверке государственный инспектор может заранее уведомлять о своем визите работодателя или его представителя, если сочтет, что такое предупреждение не нанесет ущерб эффективности контроля, то есть если законодатель не предусматривает обязанность трудовой инспекции предупредить работодателя о предстоящей проверке, оставляя этот вопрос на усмотрение проверяющих. На практике в большинстве случаев трудовики предварительно все-таки сообщают о своем визите по телефону.

Инспектор должен предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) на проверку конкретной организации, с печатью и подписью руководителя или его зама. Если возникают сомнения – смело звоните в инспекцию и уточняйте, направляли к вам кого-нибудь или нет. В любом случае неплохо будет снять копии с вышеуказанных документов или хотя бы переписать их данные.

Самые распространенные нарушения, которые выявляют инспекторы в компаниях, это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или неправильное их оформление.

Подтвердив полномочия визитера, зафиксируйте факт проверки в журнале учета мероприятий по контролю. В дальнейшем все «проверочные работы» заносятся в акт. В обязательном порядке в нем должно быть указано: дата, место, время проведения контрольных мероприятий, кто и на каком основании их проводит, должность и Ф. И. О. представителя вашей организации, ну и, конечно, сведения о результатах. Под актом подписываются обе стороны, и один его экземпляр остается в компании.

Читайте также:  Пенсионеров услышали: пожилых россиян ждет рекордная индексация в 2023 году

Государственный надзор и контроль

Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Полномочия Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Другой комментарий к статье 356 ТК РФ

1. Деятельность уполномоченного органа реализуется в рамках полномочий, которыми наделен соответствующий орган в силу предписаний закона. Полномочия Роструда, который на сегодняшний день является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, детализированы в Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324, причем они в значительной степени отличаются от положений комментируемой статьи. В связи с тем, что в настоящее время специально уполномоченным органом в области государственного контроля и надзора за соблюдением требований трудового законодательства является Роструд, то именно ему присущи полномочия, перечисленные в комментируемой статье.

Одним из основных полномочий службы является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного полномочия осуществляется посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная функция Роструда включает в себя ряд административных процедур:
— планирование надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции;
— организацию и проведение плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— организацию и проведение внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— обеспечение уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

Проверка, осуществляемая в рамках контрольно-надзорной деятельности, не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что:
— отсутствуют основания для проведения проверки;
— предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
— проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Основанием для неисполнения государственной надзорной функции может являться невозможность проведения государственного надзора в связи со следующими обстоятельствами:
— ликвидация в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего проверке;
— наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

2. Реализация полномочий Роструда заключается не только в проведении проверок соблюдения требований действующего законодательства, но и требует анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятия мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Анализ причин правонарушений требует заполнения форм, установленных приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 ноября 2011 года N 280 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию», отражающих основные показатели такого анализа и направления последующей деятельности в части предотвращения возможности совершения правонарушений в будущие периоды деятельности работодателя. При проведении анализа причин нарушений трудового законодательства рассматриваются все обстоятельства, при которых совершено нарушение, в целях устранения таких обстоятельств и недопущения их повторного совершения.

Анализ указанных обстоятельств является основанием для обобщения причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовки предложений по их совершенствованию. Таким образом, результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда являются основанием совершенствования действующих правовых норм в целях устранения потенциальной возможности совершения отдельных правонарушений.

3. Одним из способов пресечения правонарушений является привлечение виновных лиц к ответственности. Применению мер ответственности предшествует рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченным органом. Нарушения норм трудового законодательства должны быть установлены достоверно в рамках административного разбирательства, последствием которого может выступать применение мер ответственности к нарушениям.

Проведение административного разбирательства может осуществляться только уполномоченными должностными лицами Роструда с обязательным оформлением необходимых процессуальных документов. В случае если результаты административного разбирательства выходят за рамки компетенции Роструда, то они вместе с материалами административного дела подлежат передаче по подведомственности, т.е. уполномоченному органу.

Положения комментируемой статьи, устанавливая обязанность соблюдения общих условий разграничения предметов компетенции отдельных органов государственной власти, определяют широкий круг субъектов, в отношении которых может производиться передача административного дела. Определение уполномоченного субъекта в данном случае производится в соответствии с компетенцией соответствующего субъекта. Такая передача осуществляется по подведомственности иному органу государственной власти, органу местного самоуправления, правоохранительному органу или суду.

Указанный спектр субъектов свидетельствует о необходимости соблюдения разграничения предметов ведения отдельных органов, а также специального порядка принятия решения в отношении отдельных видов правонарушений, например, исключительно в судебном порядке или на основании решения правоохранительного органа. В то же время рассмотрение результатов административного производства может способствовать выявлению признаков состава преступления, а соответственно, требует передачи дела в следственные органы или прокуратуру. Должностное лицо Роструда самостоятельно оценивает все полученные доказательства и определяет необходимость их передачи иному органу, о чем уведомляет руководителя в порядке административной подчиненности. Передача материалов административного дела осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия таких органов.

4. Одним из наиболее серьезных правонарушений в сфере труда является необеспечение условий охраны труда работников, следствием которого является несчастный случай на производстве. В подобных случаях должностные лица Роструда анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно.

Порядок реализации указанных полномочий определяется постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». На расследование несчастных случаев органами и должностными лицами Роструда в полной мере распространяются общие положения, установленные ТК РФ. Служба не только участвует в расследовании несчастных случаев, но также осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения таких расследований иными уполномоченными лицами. Закон вменяет в обязанности должностных лиц Роструда проведение проверок соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

Читайте также:  Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Другой комментарий к статье 356 Трудового Кодекса РФ

Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.

В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:

— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.

Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.

Виды проверок Когда и как проводятся
Плановая Планируется ежегодно. Предприятия подлежат плановой проверке не реже раза в три года.
Внеплановая Возникает по фактам получения жалоб от тружеников, описывающих факты нарушения трудового законодательства, после возникновения несчастных случаев на производстве, в связи с необходимостью проверить, как исполняется ранее выданное предписание.
Документальная Осуществляется проверка имеющихся в компании документов, регулирующих вопросы условия работы, выплаты заработной платы, охраны труда, время выполнения рабочих функций и отдыха.
Выездная Обычно назначается, когда после документальной проверки остаются не закрытыми вопросы, касающиеся условий работы и отдыха конкретного сотрудника.

Плановые проверки могут быть комплексными (охватываются все вопросы), а также тематическими (проверяется конкретное направление). Обычно в процессе комплексных проверок рассматриваются полностью все разделы определённого направления (например, охрана труда либо же общие вопросы трудового законодательства).

Внеплановые контрольные мероприятия обычно связывают с конкретными фактами или событиями. В этом случае конкретное направление (указанное в обращении) подлежит пристальному всестороннему изучению на предмет соответствия нормам трудового законодательства. За результатами такой проверки в обязательном случае составляется акт. При необходимости на основании акта выдается предписание на устранение нарушений законодательства о труде.

Что может привести инспекцию «в гости»?

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Руководителю не стоит проявлять самонадеянность, полагаясь на многолетний опыт работы или на тот факт, что недавно приводилось все в порядок.

Дело в том, что с появлением компьютерной техники количество бумаг на предприятиях только выросло. Наверное, оттого, что теперь они не пишутся от руки, а копируются и печатаются и перепечатываются.

Лучше заранее разложить все по полочкам и, если подобная проверка недавно была в ближайшей организации, связаться и уточнить подробности.

Ведь документы имеют свойство обновляться и видоизменяться, и лучше поучиться на чужом опыте.

Проверка может проводиться достаточно долго, но не более чем 3 рабочие недели.

Иногда проверяющие могут счесть нужным продлить этот срок.

Собственно говоря, опытным инспекторам и 20 дней будет много, чтобы выявить такие распространенные нарушения, как:

  • отсутствие подписей работников в инструкциях, положениях, трудовых договорах, свидетельствующее о том, что ознакомление либо не проводилось, либо работник не получил свой экземпляр трудового договора;
  • отсутствие на месте трудовой книжки или своевременной записи о перемещениях по службе;
  • или, напротив, обнаружение лишних трудовых книжек давно уволившихся сотрудников, что является нарушением сроков выдачи трудовой книжки после увольнения, а возможно, и несвоевременной выплаты окончательного расчета и др.
Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Чем регламентируется деятельность ФИТ

Деятельность данной организации регламентирована федеральным законодательством о труде. Также министерство труда РФ издает соответствующие распоряжения, регламенты, приказы и иные нормативные акты, которые уточняют полномочия в различных сферах такой инспекции.

При этом деятельность таких инспекторов также регулируется общими актами о государственной гражданской службе, на них налагаются как ограничения, так и определенные властные полномочия в соответствии с этими актами. Кроме того, в случае собственных нарушений такие сотрудники несут всю полноту ответственности вплоть до уголовной.

В итоге инспектор по труду, обязанности которого обусловлены государственными законами, и действия в соответствии со своей должностной инструкцией призваны защищать интересы граждан при возникновении различных нарушений в такой сфере.

Задачи и функции Гострудинспекции

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации (

ст.354 Трудового кодекса РФ).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности

(ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации:

— осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

— принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

— проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

— направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

— направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

— направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *