Дыра в бюджете России – 2,5 триллиона рублей. Чем латать будем?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дыра в бюджете России – 2,5 триллиона рублей. Чем латать будем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Курсы колеблются, реагируя на множество событий. Одним из ключевых факторов, способных повлиять на заложенное в бюджете соотношение рубля и доллара, является цена на нефть. Текущий курс, прогнозируемый Минэкономразвития, отталкивается от стоимости барреля Urals на уровне 45-47 долл. в следующие 3 года.

Развития экономики не будет

Если где-то прибыло, значит где-то убыло, причём не только в ФНБ. Некоторые статьи расходов очень сильно порежут.

Первым делом под нож пойдёт «Национальная экономика». Илья Гращенков считает, что иначе никак: в нынешних условиях велика вероятность, что деньги улетят в трубу без должного эффекта.

В условиях дефицита бюджета необходимо сокращать программы, нацеленные на развитие. В 2022 году они все по-прежнему реализуются. Продлятся они в 2023 году: запланирован питерский экономический форум, сохранятся нацпроекты, в том числе и по инвестиционному развитию. Но надо смотреть на ситуацию объективно и вырезать часть расходов, которые уйдут просто в пустоту. Многие нацпроекты надо пересматривать в корне.

Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики

Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай — пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт. Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб.

Рост затрат на здравоохранение. Из бюджета выделят на 15% больше по сравнению с предыдущим годом – 1,1 трлн руб.
Валютный курс на 2021 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2022 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно. Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2021 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2021-го — до 100%). На выполнение «майских указов» президента РФ планируется в 2021-2021 годах потратить 2,2 трлн руб.

Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства.

Бюджет любого государства представляет собой концентрацию экономической политики страны. Документ должен давать решения проблемам, возникающим перед обществом и руководителями государства. Это особенно актуально сейчас, когда все человечество столкнулось с тяжелым за последние 100 лет кризисом, в основе которого – предпосылки, абсолютно не связанные с экономической ситуацией в мире.

Кроме этого, со следующего года отменят ряд льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяников. Согласно расчетам, в бюджет от отмены льгот в нефтяной отрасли дополнительно поступит более 200 млрд рублей. В общем объеме доходов нефтегазовые поступления составят 31,9%.

Одобрен проект «Бюджет России на 2021 год». Составлен также и экономический прогноз на 2021-2023 года. Согласно документу, экономика страны пойдет по курсу медленного, но верного восстановления от вызванных пандемией коронавируса последствий и ограничений.

Бюджет России на 2021 год и плановые 2022-2023 гг. утвержден Федеральным законом № 385-ФЗ, подписанным Президентом 8 декабря 2020 года. В основных цифрах впервые за три года наблюдается дефицит – расходная часть превысит доходную.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Самым дорогим федеральным проектом в рамках «Демографии» станет поддержка семей при рождении детей (на нее в 2021 году выделят более 420 млрд рублей).

Документ предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением нового коронавируса.

Изначально бюджет на 2020 год был профицитным — его составляли с расчетом на то, что доходы федеральной казны будут превышать расходы.

На национальные проекты в следующие три года будет выделено 2,25 трлн рублей, 2,62 трлн рублей и 2,79 трлн рублей, а на социальную политику — 5,6 трлн рублей, 5,7 трлн рублей и 6,05 трлн рублей соответственно.

Среди экономических терминов есть еще и такие понятия, как региональный и консолидированный бюджет. С региональным все понятно – это экономический план развития конкретного региона с учетом местных доходов и расходов.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

На сегодня, 20 сентября, курс ЦБ слегка превышает 75 руб./долл. В июне Минэкономразвития ожидало сохранения в 2021-м соотношения 74 руб./долл. Портал Bloomberg давал несколько другие прогнозы. Иностранные аналитики не исключали возможности курса на уровне 70 руб./долл. Эксперты консалтинговой компании «ПФ Капитал» давали менее оптимистичные прогнозы.
И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей.

  • В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
  • Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
  • Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
  • В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия

Нефть пошла на поправки

Профицит бюджета в 2023 году уменьшится по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете, и составит чуть выше 1,88 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП (это обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов).Минфин объясняет поправки в основном сложившейся в январе-апреле динамикой сырьевого рынка и валютного курса.

Текущие высокие цены на нефть обусловлены преимущественно сокращением добычи нефти странами ОПЕК+ в рамках соглашения о снижении добычи.

Но более динамичное, чем предполагает соглашение, снижение поставок из Саудовской Аравии вместе с перебоями предложения из Венесуэлы и Ирана позволили компенсировать прирост добычи нефти в США.Тем не менее наблюдаемые высокие цены на нефть имеют существенные предпосылки к снижению, поскольку срок действия соглашения ОПЕК+ истекает в середине 2023 года, указывают в минфине. Кроме того, в США во второй половине года будут введены дополнительные трубопроводные мощности, что должно снять инфраструктурные ограничения по транспортировке нефти, которые ранее сдерживали рост добычи сланцевой нефти.

Учитывая эти тренды, несмотря на текущий высокий уровень котировок, минфин сохранил траекторию цены на нефть в 2023 году без изменений — 63,4 доллара за баррель.Положительная динамика в нефти позитивно отразилась и на валютном курсе. Но несмотря на наблюдаемое укрепление рубля (5,1 процента в январе-апреле по сравнению с тем же периодом 2023 года), соотношение складывается слабее, чем предполагалось. На этом фоне прогноз по курсу рубля минфин пересмотрел в сторону незначительного ослабления: по новым оценкам среднегодовой курс нацвалюты в 2023 году составит 65,1 рубля за доллар вместо предыдущих 63,9 рубля.Тем временемРоссия снизила вложения в госбумаги СШАРоссия в марте 2023 года снова сократила вложения в казначейские обязательства минфина США (US treasuries).

Это следует из статистики, опубликованной накануне американским минфином. По данным министерства, объем вложений снизился с 14,5 до 13,7 миллиарда долларов.

Проект (не)возможного

Федеральный бюджет на 2023 г. и последующие годы должен быть ориентирован на исполнение обязательств не только в сфере социального обеспечения и национальной безопасности, но и в сфере развития экономики, что создаст основу для восстановления роста доходов населения, расширения налоговой базы, повышения привлекательности России как места ведения бизнеса и т.д.
В этой связи проект федерального бюджета нуждается в существенных корректировках в части сохранения объема финансирования большинства государственных программ и национальных проектов, направленных на стимулирование развития экономики, а также отказа от повышения налоговой нагрузки на бизнес как минимум на ближайшие 2-3 года. Требуется также изменение подходов к исполнению федерального бюджета, предполагающего своевременное исполнение бюджетных назначений в части расходов, а для приоритетных программ — и ускоренное финансирование статей расходов.

При этом наличие дефицита федерального бюджета не должно рассматриваться как препятствие к реализации «экономических» программ и предоставления стимулов для развития экономики, поскольку низкий уровень государственного долга РФ позволяет обеспечить долговое финансирование необходимых расходов. Кроме того, значительный потенциал имеется по задействованию возможностей Банка России для финансирования ключевых задач развития экономики, таких как улучшение инфраструктурной обеспеченности регионов страны (например, через расширение Ломбардного списка и реализацию программ выкупа активов).

Как добыча нефти вытянула всю промышленность

По итогам 11 месяцев: вся промышленность — спада почти нет, 0,1%. Добывающая промышленность — рост на 1%, обрабатывающая промышленность — скромный спад, меньше 1%. Но как только начинаешь раскладывать географию, многое становится понятным. В обрабатывающих отраслях 43 региона показали спад производства. Самая тяжелая ситуация в регионах автопрома: Калининградская область — минус 21%, Калужская — минус 18%. Они из этого спада не выкарабкиваются, это очень небыстрая история. Ну соберут 2 тыс. китайских машин на «Автоторе», который выпускал 250 тыс. автомобилей — о чем говорить?

В добывающей промышленности все нефтяные регионы показали очень пристойный рост: Ненецкий АО — на 13%, Башкирия — на 19% в добывающих отраслях, Ханты-Мансийский — на 4%. Вниз пошел Ямал — минус 2%. Давно капитально проседает Сахалин, где до ноября не работал проект «Сахалин 1». Кемеровская область — минус 8%: готовьтесь, столько угля не надо, его невозможно переориентировать на другие рынки.

На нефти падение пока не сказывается: все отыграли, потому что вывозили очень много. Экспорт нефти в Индию вырос в 8 раз — фантастика! В Турцию — в 4 раза: раньше в российском экспорте она занимала 5%, а сейчас — 21%, мы же через них все перетаскиваем. Китай — рост экспорта на 10%. То есть России действительно удалось перенаправить основную часть нефти в другие страны, помимо Европы. И в Индию в декабре продали еще больше, чем в ноябре.

Вывод: санкции пока не погасили российскую нефтяную промышленность, в отличие от газовой. Проблема в другом — сколько вы на этом зарабатываете? При тех дисконтах, которые есть, вы можете гнать большие объемы, но зарабатывать на этом будете существенно меньше.

Сейчас скидка Urals к Brent — 40%. Вот что такое введение эмбарго — увеличение дисконта на стоимость российской нефти, это главное. Могу только цитировать нашего вице-премьера (Александра Новака), который говорил, что они ориентируются на то, что объемы добычи нефти в 2023 г. сократятся на 5-7%. Но дело не в объемах, а в цене.

5 февраля вступит в силу эмбарго на поставки нефтепродуктов из России в ЕС. Европа была основным потребителем нефтепродуктов, а перевозить нефтепродукты не то же самое, что сырую нефть — ее гигантскими танкерами гнать дешевле. Вероятно, есть возможность некоторого маневра, о котором мы пока не знаем: будут на меньшую мощность работать НПЗ, а большая доля будет продаваться в виде сырой нефти. В какой мере это реализуется, никто толком сейчас это не скажет.

В основном военный бюджет страны уходит на поддержание текущей боеспособности и ее улучшение. Нужно заметить, что «поддержание текущей боеспособности» заключается не только в закупке, например, боеприпасов и еды для военнослужащих – частично оборонный бюджет уходит на накопительную программу ипотеки для военных.

Нужно отметить, что Россия всегда выделяла много денег на национальную оборону. В 1992 году, например, в сферу нацбезопасности ушло 21.5% от общего бюджета. Затем это число то опускалось до 17%, то поднималось до 23%, в среднем оставаясь в пределах 20%. Самый минимальный процент от общих расходов был зафиксирован в 2010 году, но уже в 2015 году, после конфликта с Украиной, бюджет на оборону снова был поднят до 19.7%.

Что касается улучшения – Россия стремится «догнать и перегнать» НАТО, поэтому на военные разработки и закупку нового оборудования тратятся существенные деньги. По планам, к 2030 году 70% армии России должно быть укомплектовано новейшим вооружением.

Совфед одобрил федеральный бюджет на 2022-2024 годы

?

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.

Читайте также:  Финансирование детских пособий Волгоград красноармейский район 2023 за январь

При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».

Эту и другие важные темы в студии «Первого русского» обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом, депутатом Госдумы Михаилом Делягиным.

Юрий Пронько: – Вы избранный депутат Госдумы. Это теперь ваша работа – вы уже не просто эксперт, не просто доктор экономических наук. Мы с коллегами пришли к мнению, что хотя бы кто-то будет задавать предметные вопросы этим персонажам, которые ранее уходили из Госдумы без них.

Михаил Делягин: – Это убийство. Я понимаю, что правительство может быть довольно сокращением численности пенсионеров – надеюсь, они не употребляют термин «поголовье», потому что когда они говорят о медицинских процедурах, возникает ощущение, что это именно про ветеринарию, а не про людей.

– Первый замглавы ЦБ Швецов уже сказал, что помогать пенсионерам поздно.

– А зачем помогать? Видимо, логика такая: пусть побыстрее вымрут. И они добиваются успехов в этом. Скажем, в 2020 году сверхсмертность – а это категория Росстата, а не лирика, не публицистика – в расчёте на душу населения превысила число расстрелянных в 37-м году. Я думаю, что в этом году они возьмут новые высоты.

Как следует из проекта бюджета, они намерены сокращать население дальше. Ударно, эффективно, при помощи современных технологий и надёжного стратегического планирования. Потому что когда мы в условиях полной дезорганизации медицины, в условиях её «оптимизации» – а закрытие инфекционных больниц продолжалось и в этом году – продолжаем этим заниматься, продолжаем сокращать расходы, то, простите, это производит впечатление убийства людей. Сознательного и последовательного.

Так что этот бюджет ещё более преступен, потому что он уже не про блокировку развития – он про уничтожение.

– Но хотя бы прикрывались, хотя бы фиговым листком…

– Нет, фиговый листок есть. Это то самое развитие – дополнительные 260 с чем-то миллиардов для экономики. То есть сокращают на социалке, половину этого направляют на проекты.

Действительно, проектов предусмотрено много, они качественные, они производят приятное впечатление – тот же газохимический комплекс, который по старинке называют кластером, в Усть-Луге. Действительно, есть инфраструктурные проекты, но существует риск, что они выродятся в имиджевые проекты типа Олимпиады или саммита АТЭС, который в 2012 году проводили во Владивостоке.

Вот всё это производило впечатление большого распила. Доказательств пока нет, хотя не предусмотрены антикоррупционные меры, их не показывают в пакете с этим бюджетом.

Но, во-первых, это половина денег, во-вторых, это отражение того, что современные технологии экономят рабочую силу, а работать будут не граждане России, как уже нам дали понять. Нам уже объяснили, что работы в России для русских нет – Россия не для русских, если где-то что-то строится, то для этого нужны сотни тысяч и миллионы гастарбайтеров.

– Но ведь это так и есть. Достаточно посмотреть на небезызвестный проект газовой монополии в Амурской области. Который реализовывала турецкая компания, а на подряде были узбекские и иные фирмы.

– Да, я был в Хабаровске, мне там рассказывали с вытаращенными глазами, что огромное количество работников получало – по крайней мере, на них списывалось, – по 60 тысяч рублей в среднем в месяц за не самый неквалифицированный труд. А местные были готовы выполнять эту работу за 20 тысяч.

Но зачем турецкой компании брать каких-то непонятных русских на работу, когда можно пригласить тюрок, да ещё и мусульман, может быть, даже братьев. Это понятно, позиция турецкой компании ясна. А важна позиция Российского государства и государственной компании, что работа не для русских. В России места для русских, если верить официальным заявлениям наших руководителей, нет. Потому что если нет работы, значит, нет жизни.

– Мы говорим о бюджете России, и рассматривать его будет российский парламент. Или слово «Россия» можно убрать?

– Советник по национальной безопасности Джимми Картера Збигнев Бжезинский спрашивал: если вся ваша правящая тусовка имеет у нас недвижимость, хранит деньги в наших банках, отправляет к нам своих детей, это ваша тусовка или уже наша? Он говорил про элиту, но про этих людей говорить в категории элит немножко странновато при такой политике.

Формально мы имеем Министерство финансов России, но если посмотреть, какую политику оно проводит, то вместо слова «финансов» надо писать «Министерство уничтожения России». И тогда всё встанет на свои места.

– А штрафовать-то зачем собственных граждан?

– У вас есть деньги? Были деньги ваши – будут наши, знаете такой принцип? Я думаю, это на здании Минфина надо написать золотыми буквами.

– Знаете, как народ на это реагирует? «Когда ж вы нажрётесь?» – в адрес чиновников.

– Смею вас заверить, что это было давно. Сейчас – «Когда же вы сдохнете?». Честно скажу, я это не поддерживаю, мне не нравится, когда кто-нибудь умирает. Я ни разу не слышал «Когда же вы нажрётесь?». А вот «Когда же вы сдохнете?» я слышал много раз.

Я иногда хожу в пиджаке, в костюме, в галстуке и, соответственно, воспринимаюсь как часть чиновничьего мира. А сейчас ею и буду как депутат. И смею вас заверить, что обычные люди не видят разницы между разными фракциями, партиями – это для них слишком утомительно. Вот вы в этом здании сидите, значит, вы гады.

И я могу сказать, что если когда-нибудь возникнет угроза «майдана», каких-то проблем, есть очень простой способ, опробованный Борисом Ельциным: расстрелять на [фиг] парламент – и рейтинг власти сразу вырастет. Просто потому, что хоть кого-то в этой власти публично наказали.

– Это такой запрос на справедливость? Который в столь жёсткой формулировке?

– Это старый запрос на справедливость. Ещё в 2004 году мне в регионе таксист сказал: «Вот мы едем по трассе. Видишь фонари? Вот на каждом фонаре по чиновнику – вот это справедливость». В 2010 году накопление финансового резерва только-только начиналось, ещё были высокие темпы экономического роста, средний класс к тому времени в Москве уже три года как начинал рожать. Потом была пауза, дальше – возвращение Крыма. У людей была надежда! А сейчас всё жёстче, надежды практически нет. Это такое предмайданное настроение, когда люди не верят в справедливость. Люди хотят мстить. Они не верят, что будет лучше.

– Это фатализация, неизбежное?

– Нет ничего неизбежного. Общество – живой организм. Пока организм жив, можно выкрутиться. Не из любой ситуации, но почти из любой. Но эти настроения намного более существенные, чем, скажем, даже в 2016 году.

– Может, наши чиновники латентные сторонники этих событий?

– Конечно. Вы занимаетесь истреблением собственного народа, вы цинично и демонстративно глумитесь над ним. Вы разрушаете экономику. Вы лишаете людей рабочих мест. Более того, туда, где есть рабочие места, вы завозите людей, которые принципиально не интегрируются.

За преступление, когда какой-то трудолюбивый «соотечественник» публично глумится над девушкой, над Красной площадью и над православной религией, его всего лишь депортируют, а если москвич в Москвабаде пытается защитить свою дочку от набросившихся на неё и стреляет в воздух, его забирает полиция. И неизвестно, что с ним будет, и неизвестно, что будет с его семьёй.

Вот это наглядная демонстрация того, что общество доводят до «майдана». И это не только пресловутый либеральный клан, который контролирует финансово-экономическую сферу. Судя по действиям наших правоохранителей, значительная их часть тоже работает на этот сценарий. Их прекрасно можно понять.

«Это убийство»: Михаил Делягин оценил новый бюджет России

Госдума приняла бюджет не единогласно – голоса «За» него отдали 338 депутатов из 450, тогда как 82 народных избранника выступили против. Против бюджета голосовали почти все представители партии СРЗП (кроме главы финансового комитета Анатолия Аксакова), все коммунисты и даже один представитель «Единой России».

Перед голосованием в Госдуме выступал нынешний министр финансов Антон Силуанов и бывший министр, а ныне глава Счетной Палаты Алексей Кудрин. Они рассказали, что бюджет будет строиться на приоритетных программах и мероприятиях, а также решать проблемы, вызванные пандемией.

Тем не менее, точки зрения присутствующих кардинально разошлись:

  • глава КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что бюджет был написан по «старым лекалам», и призвал «пробивать» бюджет, написанный его фракцией;
  • глава ЛДПР Владимир Жириновский поддержал бюджет – а заодно призвал выгнать из парламента всех, кто проголосовал против него (аргумент – зарплату они получают из этого же бюджета);
  • представитель СРЗП Валерий Гартунг заявил, что его партия не против бюджета, но не поддерживает некоторые его параметры (вроде величины МРОТ);
  • руководитель «Новых людей» Алексей Нечаев заявил, что партия в целом поддерживает бюджет, хотя и подготовила правки ко второму чтению;
  • представитель «Единой России» Андрей Исаев заявил, что партия решила единогласно поддержать бюджет, хотя и имеет к нему серьезные замечания.

Во втором чтении бюджет будут рассматривать 23 ноября.

Начнём по порядку:

1. Чиновники получат 185 млрд в качестве премий. И это, на минуточку, при очередном отказе индексации пенсий работающих пенсионеров.

2. «Фонд национального благосостояния», наша кубышка, которую мы должны были распечатать в трудную минуту, значительно вырастет: с 7 до 10% от ВВП. То есть, получается, последние 2 года в России всё хорошо и никакого кризиса не было. Подобное увеличение, к слову, потребует изъятие из российской экономики порядка 7 трлн рублей.

«Очень своевременная мера» (табличка «сарказм»). Тут, правда, экономисты говорят, что важна эффективность использования денег, а не их объём. Но как этого добиться они не говорят.

3. Военные являются главными выгодоприобретателями нового бюджета на 2022 год. По количеству затрат они вышли на 2 место, обогнав расходы на развитие экономики. На это потратят 3,5 трлн рублей (15% от всего бюджета). В 2021 году было 3,1 трлн рублей (13,9%). При этом в бюджете стало больше секретных статей расходов, о которых население никто информировать, конечно, не будет. То ли на новое оружие это будет потрачено, то ли на новую дачу генералов. Вот и думай. Кроме того, силовикам на следующий год проиндексируют зарплату на 9%!

Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.

В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.

НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.

Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.

В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.

Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.

В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?

Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.

А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.

На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.

Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.

Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.

Источниками гос. долга являются:

  • Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
  • Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
  • Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
  • Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)

Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.

Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.

Читайте также:  Получить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в 2023 году

Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.

Что с государственным долгом?

  • В 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. Это означает, что Россия при необходимости смогла бы закрыть все свои долги.
  • К лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. По итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
  • В 2021 году он продолжил расти — до 22,104 трлн рублей.
  • В 2022 году он будет увеличиваться до 25,84 трлн;
  • В 2023 году — увеличится до 28,540 трлн рублей;
  • В 2024 году — вырастет до 31,501 трлн рублей.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

  1. на экологию – 278 млрд.
  2. на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
  3. на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
  4. на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
  5. на здравоохранение – 698 млрд.;

Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

  1. приватизация – 13;
  2. акцизные сборы – 1029,3;
  3. НДС – 3558,7;
  4. таможенные поступления – 1837,2;
  5. налог на прибыль – 825,2;
  6. поступления от государственных компаний – 425;
  7. внешние займы – 7.
  8. внутренние займы – 870;

Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание.

Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2021-му – до $134 млрд.Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства.

В процентном соотношении они распределились следующим образом:

  1. Сектор социальной политики – 27,1;
  2. ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
  3. Экономика – 14,7;
  4. Культура
  5. Медицина – 3,6;
  6. Образование – 4,6;
  7. Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
  8. Оборона – 16,2;
  9. Межбюджетные трансферы – 5,2.
  10. Общегосударственные вопросы – 7,8;
  11. Обслуживание госдолга – 4,7;

В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета. Также отметим, что:

  • Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — . Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
  • Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2021 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
  • Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).

Параметры оборонных бюджетов России, Китая, США и НАТО

Республиканский бюджет — это часть консолидированного бюджета. Без учета целевых бюджетных фондов доходы консолидированного бюджета в 2020 году предполагались на уровне 38,3 млрд рублей, в то время как в республиканском бюджете были отражены доходы в размере 24,4 млрд рублей. В республиканский бюджет полностью зачисляются налоги от внешнеэкономической деятельности и акцизы, а также большая часть НДС и ряда прочих налогов. Местные бюджеты полностью распоряжаются суммами подоходного налога, налога на собственность и большей частью налога на прибыль.

Проект республиканского бюджета на 2021-й предполагает одновременный рост расходов на фоне сокращения доходов республиканского бюджета. Доходы могут составить 23,3 млрд рублей, что на 4,6% ниже в абсолютном выражении проекта прогноза на 2020-й. И это — без учета инфляции. А вот расходы в 2021 году вырастут на 7,6% и достигнут 27,4 млрд рублей. Дефицит республиканского бюджета составит более 4 млрд рублей. За последние 10 лет только в 2011 году был аналогичный дефицит бюджета относительно его доходной части. И в 2011-м и в 2021 году дефицит бюджета находился на уровне 17−18% от доходной части. Проект бюджета-2011 предполагал сокращение доходов и рост расходов по сравнению с предыдущим годом — и 2021-й повторяет эту ситуацию. Мы все помним, чем в экономике закончился подобный эксперимент — кратной девальвацией, множественностью курсов и падением доходов всех слоев населения. Радует одно — Минфин накопил определенные резервы за предыдущие годы, что предполагает менее тяжкие последствия для экономики. Но без проблем не обойдется.

Именно эту фразу хочется использовать, глядя на проект доходов на 2021 год. Надежда только на НДС и акцизы. Поступления НДС ожидаются на уровне 10,4 млрд рублей, или на 1,2 млрд больше по сравнению с 2020-м. НДС — хорошо контролируемый и собираемый налог, предлагается откорректировать перечень продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%. Льготный НДС могут отменить в отношении лекарств — якобы с целью направления полученных средств на борьбу с COVID-19. Но это не точно…

В первоначальной версии проекта республиканского бюджета, который попал в СМИ в начале осени, поступления от НДС были запланированы в 9,9 млрд рублей, но были указаны более высокие поступления от акцизов. В опубликованном в декабре прогнозе объем ожидаемых поступлений вырос до 10,4 млрд.

По всей видимости, государство к началу зимы не столь уверено в том, что граждане будут столь же интенсивно злоупотреблять алкоголем и табаком, а также заправлять свои машины топливом. Сработают ли призывы в телеграм-каналах ограничить свои вредные привычки — покажет время. Но пока Минфин рассчитывает, что акцизы принесут в бюджет около 3 млрд рублей.

Если доходы снижаются, то резонным выглядит и сокращение финансирования для всех получателей бюджетных средств. Но не все так просто. Некоторые расходы сократить не получится, как бы не старался. Например, расходы по обслуживанию государственного долга. Мало того, что сам долг в валюте, а значит и проценты по нему требуют валютных выплат, так еще и суммы долга не стремятся к сокращению.

В 2021-м на обслуживание государственного долга будет потрачено 3 млрд рублей, из которых только 0,5 млрд — это платежи по внутреннему долгу, а 2,5 млрд — это плата за привлеченные иностранные займы. И она выросла на 15% по простой причине — девальвация национальной валюты. Этих средств хватило бы на финансирование всех силовых структур, за исключением МЧС. Сэкономить на обслуживании государственного долга пока не получится. Да и в будущем, скорее всего, тоже. Стоит отметить, что расчет платежей осуществлялся по среднегодовому курсу 2,5678 BYN за 1 USD. С учетом ситуации в конце 2020-го удержать этот курс будет «хлопотным дельцем».

Экономить на здравоохранении в условиях пандемии — это как пилить сук, на котором сам сидишь. И хотя правительство умудряется иногда такие фокусы устраивать, в этот раз обошлось без экстрима. На здравоохранение выделят 7,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на все силовые структуры и национальную оборону вместе взятые. Но из республиканского бюджета на здравоохранение выделяется 1,7 млрд рублей, еще 5,5 млрд рублей выделяется по линии местных бюджетов. Традиционно образование и здравоохранение финансируются в значительной степени за счет региональных бюджетов.

На силовых структурах тоже не получается экономить. Пятый месяц без выходных работают, как на них можно экономить, когда страну все пытаются расшатать?! Поэтому рост расходов по сравнению с 2020-м — на 12%. Стоит отметить, что в 2020 году силовики финансировались несколько выше, чем планировавшиеся расходы, поэтому на особую прибавку они вряд ли смогут рассчитывать. Но довольствие не уменьшат.

Из числа тех, на ком можно сэкономить, были выбраны очевидные жертвы. Это система ЖКХ, СМИ и нуждающиеся в жилье. Система ЖКХ получит на 114 млн рублей, или на 23%, меньше. Граждане частично перестали оплачивать услуги, государство решило поддержать их в порыве сэкономить бюджетные дотации и само сократило финансирование. Логичный и ожидаемых ход.

Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода, наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,6% к 2019 г.), в 2021 году — 20,6 триллиона рублей (+12,8% к 2019 г.) и в 2022 году — 21,8 триллиона рублей (+19% к 2019 г.). Несмотря на это прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4%.

В пояснительной записке правительства к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» дан прогноз снижения нефтегазовых доходов бюджета по отношению к ВВП с 7,6% ВВП в 2019 году до 6,0% ВВП к 2022 году вследствие снижения цен на энергоносители, сокращения доли нефтегазового сектора в структуре ВВП на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта данной продукции, а также роста выпадающих доходов, связанных с предоставленными предприятиям топливно-энергетического комплекса льготами. В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8 % в 2019 году до 35 % в 2022 году.

Драйверами экономического роста и, соответственно, доходной части федерального бюджета России станут экспортно-ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности (химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение) и строительный сектор. Начиная с 2020 года на фоне первых результатов реализации структурных реформ и развертывания инвестиционных проектов с государственным участием ожидается ускорение темпов роста. Росту экономики также будет способствовать прогнозируемый рост доходов населения, стимулирующий потребительскую активность внутри страны. За счет устойчивого роста наиболее значимых составляющих доходов населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) реальные располагаемые доходы граждан после околонулевых значений в 2019 году (0,1%) перейдут на траекторию роста и к 2024 году ускорятся до 2,4%.

Годовой бюджет рф в долларах 2021

Планируемые расходы федерального бюджета постоянно увеличиваются и направлены на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2020 году по сравнению с 2019 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005 года.

Вместе с тем федеральный бюджет имеет стимулирующий характер для экономики: расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей — рост расходов бюджета 2020-2022 гг. должен стать самым масштабным стимулом для экономики с 2009 года. Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008-2009 годах, когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов.

Приоритет расходов в бюджете на предстоящий трехлетний период — содействие достижению национальных целей развития, инструментом реализации которых являются национальные проекты. В федеральном бюджете на 2020-2022 годы предусмотрено увеличение расходов по сравнению с ранее утвержденными практически на все нацпроекты. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2020 году в объеме 2 триллионов рублей, в 2021 году их объем должен составить 2,2 триллиона рублей, в 2022 году — 2,7 триллиона рублей.

Другие государственные программы сгруппированы по пяти основным направлениям: новое качество жизни (10 программ), инновационное развитие и модернизация экономики (19 программ), обеспечение национальной безопасности (5 программ), сбалансированное региональное развитие (6 программ) и эффективное государство (3 программы).

Закрытая часть федерального бюджета составляет 3,3 триллиона рублей в 2020 году, 3,8 триллиона рублей — в 2021 году, 4,45 триллиона — в 2022 году.

Бюджеты стран мира 2021 таблица

Главный финансовый документ России на 2021 год базируется на объеме ВВП 115 533 млрд руб. и инфляции не более 3,7%.


С учетом указанных значений основные бюджетные показатели выглядят так:

  • доходы – 18,77 трлн руб.;
  • расходы – 21,52 трлн руб.;
  • дефицит – 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП или 12,8% от суммы расходов);
  • экономический рост – 3,3%.

Большую часть средств (около 2,74 трлн руб.) на финансирование дефицита бюджета планируется получить в 2021 году внутри страны – посредством заимствований в виде облигаций. Необходимый остаток суммы – за счет Фонда национального благосостояния России и внешних заимствований (в виде иностранных кредитов и размещения ОФЗ).

Читайте также:  Алименты с неработающего отца в 2023 году

Валютный курс на 2021 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2022 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно. Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении. Это должно поддерживать конкурентоспособность экономики страны и способствовать наращиванию объемов несырьевого экспорта.

В 2021 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль). В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2020 году). Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.

Среднегодовая цена барреля нефти марки Urals заложена в бюджете на уровне 45,3 долл. Но все расчеты в документе базируются на цене 43,3 долл. Дополнительные доходы, полученные от разницы, будут направлены в Фонд национального благосостояния.

Средняя стоимость барреля российской нефти в 2019 г. составляла 63,8 долл., в сентябре 2020 г. – 41,8 долл.

Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

    Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.

По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов.

Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.Валютный курс и инфляцияРазработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% – ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период.

У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.Национальные проектыВсесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин.

Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн.

рублей, из которых:

    на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;на здравоохранение – 698 млрд.;на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;на экологию – 278 млрд.

Доходная частьСоставители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

    НДС – 3558,7;таможенные поступления – 1837,2;акцизные

Профицит бюджета в 2021 году уменьшится по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете, и составит чуть выше 1,88 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП (это обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов).Минфин объясняет поправки в основном сложившейся в январе-апреле динамикой сырьевого рынка и валютного курса.

Текущие высокие цены на нефть обусловлены преимущественно сокращением добычи нефти странами ОПЕК+ в рамках соглашения о снижении добычи.

Но более динамичное, чем предполагает соглашение, снижение поставок из Саудовской Аравии вместе с перебоями предложения из Венесуэлы и Ирана позволили компенсировать прирост добычи нефти в США.Тем не менее наблюдаемые высокие цены на нефть имеют существенные предпосылки к снижению, поскольку срок действия соглашения ОПЕК+ истекает в середине 2021 года, указывают в минфине. Кроме того, в США во второй половине года будут введены дополнительные трубопроводные мощности, что должно снять инфраструктурные ограничения по транспортировке нефти, которые ранее сдерживали рост добычи сланцевой нефти.

Учитывая эти тренды, несмотря на текущий высокий уровень котировок, минфин сохранил траекторию цены на нефть в 2021 году без изменений — 63,4 доллара за баррель.Положительная динамика в нефти позитивно отразилась и на валютном курсе. Но несмотря на наблюдаемое укрепление рубля (5,1 процента в январе-апреле по сравнению с тем же периодом 2021 года), соотношение складывается слабее, чем предполагалось. На этом фоне прогноз по курсу рубля минфин пересмотрел в сторону незначительного ослабления: по новым оценкам среднегодовой курс нацвалюты в 2021 году составит 65,1 рубля за доллар вместо предыдущих 63,9 рубля.Тем временемРоссия снизила вложения в госбумаги СШАРоссия в марте 2021 года снова сократила вложения в казначейские обязательства минфина США (US treasuries).

Это следует из статистики, опубликованной накануне американским минфином. По данным министерства, объем вложений снизился с 14,5 до 13,7 миллиарда долларов.

Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

  1. на экологию – 278 млрд.
  2. на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
  3. на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
  4. на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
  5. на здравоохранение – 698 млрд.;

Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

  1. приватизация – 13;
  2. акцизные сборы – 1029,3;
  3. НДС – 3558,7;
  4. таможенные поступления – 1837,2;
  5. налог на прибыль – 825,2;
  6. поступления от государственных компаний – 425;
  7. внешние займы – 7.
  8. внутренние займы – 870;

Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание.

Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2021-му – до $134 млрд.Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства.

В процентном соотношении они распределились следующим образом:

  1. Сектор социальной политики – 27,1;
  2. ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
  3. Экономика – 14,7;
  4. Культура
  5. Медицина – 3,6;
  6. Образование – 4,6;
  7. Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
  8. Оборона – 16,2;
  9. Межбюджетные трансферы – 5,2.
  10. Общегосударственные вопросы – 7,8;
  11. Обслуживание госдолга – 4,7;

В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета. Также отметим, что:

  • Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — . Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
  • Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2021 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
  • Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).

Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;

  • в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
  • с 2021 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2021 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals.

    Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.

  • Если говорить о заложенных в бюджет показателях валютного курса, то разработчики исходили из таких прогнозных значений:

    1. 64,7 рубля за 1 доллар – в 2021 году;
    2. 68,0 рублей – в 2021 году.
    3. 66,9 рублей – в 2021 году;

    Инфляционные ожидания, заложенные в бюджет, – 4% ежегодно на весь плановый период. Кстати, Международное Бюджетное Партнерство (организация, которая исследует уровень информационной доступности составляющих бюджета для граждан той или иной страны) снизило позицию Российской Федерацией в Мировом рейтинге прозрачности бюджета.

    Начиная с 2006 года, этот показатель существенно вырос, позволив РФ занять 15 место в мировом рейтинге и улучшив её балльную оценку с 47 до 72 баллов. Еще через пару лет повышение доступности бюджетных сведений позволило РФ прибавить еще 2 балла в мировом рейтинге.

    Однако, начиная с 2017 года, страна утратила былые позиции – с одной стороны, это поясняется несвоевременным размещением документа в интернет-источниках, а с другой – увеличением доли «секретных расходов» в статьях, посвященных национальной обороне.

    Первую позицию в рейтинге независимой организации заняла Нова Зеландия, а максимальной закрытостью с оценкой в 0 баллов характеризуются бюджетные документы Катара, Венесуэлы и некоторых других стран.

    Кроме того, не так давно был проведен опрос среди жителей РФ.

    Специалисты из Фонда «Общественное мнение» выясняли, насколько россияне довольны политикой формирования расходов.

    У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.

    Всесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин. Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.

    Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

    1. на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
    2. на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
    3. на экологию – 278 млрд
    4. на здравоохранение – 698 млрд.;
    5. на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;

    Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

    1. приватизация – 13;
    2. внешние займы – 7
    3. внутренние займы – 870;
    4. таможенные поступления – 1837,2;
    5. налог на прибыль – 825,2;
    6. НДС – 3558,7;
    7. акцизные сборы – 1029,3;
    8. поступления от государственных компаний – 425;

    Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание.

    Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.

    Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2021-му – до $134 млрд. Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства. В процентном соотношении они распределились следующим образом:

    1. Сектор социальной политики – 27,1;
    2. Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
    3. Оборона – 16,2;
    4. Экономика – 14,7;
    Показатель Значение Период
    Государственный бюджет 312 RUB млрд. / 4.249 млрд. USD май 2021
    Государственные расходы 4409 RUB млрд. / 60.05 млрд. USD 4 кв./20
    Государственные доходы 14467064 RUB млн. / 197.039 млрд. USD апр. 2021
    Государственный бюджет от ВВП -3.8 % 2020

    Годовой бюджет рф в долларах 2021

    Самым дорогим федеральным проектом в рамках «Демографии» станет поддержка семей при рождении детей (на нее в 2021 году выделят более 420 млрд рублей).

    Документ предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением нового коронавируса.

    Изначально бюджет на 2020 год был профицитным — его составляли с расчетом на то, что доходы федеральной казны будут превышать расходы.

    На национальные проекты в следующие три года будет выделено 2,25 трлн рублей, 2,62 трлн рублей и 2,79 трлн рублей, а на социальную политику — 5,6 трлн рублей, 5,7 трлн рублей и 6,05 трлн рублей соответственно.

    Среди экономических терминов есть еще и такие понятия, как региональный и консолидированный бюджет. С региональным все понятно – это экономический план развития конкретного региона с учетом местных доходов и расходов.

    Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

    На сегодня, 20 сентября, курс ЦБ слегка превышает 75 руб./долл. В июне Минэкономразвития ожидало сохранения в 2021-м соотношения 74 руб./долл. Портал Bloomberg давал несколько другие прогнозы. Иностранные аналитики не исключали возможности курса на уровне 70 руб./долл. Эксперты консалтинговой компании «ПФ Капитал» давали менее оптимистичные прогнозы.
    И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *