Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).
Внесудебный порядок обжалования
Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.
Когда ответ на жалобу не дается
Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:
- отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
- текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
- используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
- текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.
Судебный порядок обжалования
Практика показывает, что обжалование решений ФАС в судебном порядке эффективнее других вариантов. Но у этого способа есть недочеты, и один из них – затраченное время. При этом досудебный порядок урегулирования необязателен. Обжалуются действия, бездействие, решения, предписания. Последние всегда приостанавливаются на период разбирательства. Действует общее правило территориальной подсудности. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Применяются правила рассмотрения искового производства, однако со своей спецификой. Так, если происходит обжалование решения ФАС в арбитражном суде, бремя доказывания законности возлагается на орган власти. Предусматривается оплата государственной пошлины. Ответчиками могут выступать не только отдельные лица, но и коллегиальные органы. Активная позиция заявителя и грамотное составление процессуальных документов играют ключевую роль. Процесс проводится с учетом общих принципов состязательности и равенства сторон. Могут подаваться возражения, ходатайства. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» поможет выстроить оптимальную стратегию защиты.
ФАС России (Центральный аппарат, г. Москва) рассматривает жалобы на действия (бездействие):
- Заказчика при размещении заказа для федеральных государственных органов, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона для субъекта Российской Федерации или муниципалитета;
- Оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке;
- Оператора ЕИС (портал госзакупок);
- Заказчика при размещении заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг на территории иностранного государства.
Рассмотрение дела по существу
Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:
- внесудебный (административный);
- судебный.
1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).
Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.
Сроки рассмотрения и решение
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.
Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.
Адвокат по обжалованию решения ФАС в Екатеринбурге
Борьба с монополистами дает возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Если вы не согласны с выводами ФАС, которые выносятся после официальных проверок, то обжалование решения антимонопольного органа в судебном порядке – выход из сложившейся ситуации.
Уже на первом этапе могут возникнуть проблемы, если вы не используете услуги квалифицированного адвоката. Самостоятельно заполнить многочисленные документы без ошибок проблематично. А если канцелярия обнаружит неточности, она вернет заявителю все документы. Вы потеряете массу времени.
Подобными спорами с антимонопольным комитетом занимаются юристы нашей компании — Вы можете воспользоваться услугами экспертов со стороны уже сегодня. Просто позвоните и мы начнем сотрудничество с Вами: профессионально, на выгодных условиях и в срок.
Подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ
Общий объем закупок по 223-ФЗ не настолько велик, как объем закупок по 44-ФЗ. Специфика 223-ФЗ состоит в том, что он распространяется не на все государственные и бюджетные учреждения. Кроме того, 223-ФЗ устанавливает общие принципы регулирования отношений по закупке товаров по данному закону. Детально порядок взаимоотношений сторон закупки устанавливает положение о закупке конкретного заказчика.
Обжалование действий заказчика и подача жалобы по 223-ФЗ возможно как в судебном порядке, так и в административном порядке (подача жалобы в контролирующий орган). 223-ФЗ устанавливает перечень случаев, когда возможна подача жалобы в контролирующий орган:
- Неразмещение на официальном сайте госзакупок положения о закупке, изменений, информации о конкретной закупке, нарушения сроков размещения такой информации
- Предъявление к потенциальным поставщикам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о госзакупке
- Осуществление госзаказчиком закупки без утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке
- Неразмещение или размещения на официальном сайте недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у субъектов малого (среднего) предпринимательства
Жаловаться на неправомерность решений ФАС по вопросам государственных закупок могут как участники, так и заказчики. Это действенный правовой инструмент для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Законодательство РФ не дает полного перечня оснований для подачи жалобы.
В ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится о 2-х способах обжалования решения ФАС:
- Судебный порядок — через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.
При оспаривании решений ФАС стороны пользоваться положениями следующих нормативных документов:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Гражданский кодекс РФ;
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – предлагает порядок судебного рассмотрения жалоб;
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентируют все аспекты государственных и корпоративных закупок;
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16.03.2016 г.
Порядок действий при обжаловании решения ФАС
Право на обращение в суд закреплено в законах о контрактной системе. Но сама процедура подчиняется правилам АПК РФ.
Для подачи иска о признании недействительным ненормативного акта УФАС/ФАС – решения о включении в РНП – отводится 3 месяца. Срок считается с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов истца. Чтобы не было проблем с нарушением срока, желательно готовить документы в арбитражный суд сразу, как только ФАС вынес решение и включил вашу организацию в РНП. Срок можно восстановить, если он нарушен по уважительным причинам, но не стоит доводить до крайностей – это лишняя головная боль.
Заявление подаётся в порядке ст.ст. 198,199 АПК РФ. Оно готовится по правилам составления иска, но, кроме того, обязательно должно содержать:
- Описание оспариваемого решения ФАС (его текст приобщается к заявлению): кто и когда принял решение, его номер, о чем оно (кратко).
- Указание на права и интересы, которые нарушены оспариваемым актом. Здесь всё просто – незаконное, необоснованное включение в реестр недобросовестных поставщиков само по себе нарушает права и интересы, лишая заявителя возможности участвовать в госзакупках.
- Перечень и описание нарушений, которые были допущены при принятии решения о включении в РНП или самим таким решением.
- Требование заявителя – признать решение ФАС незаконным и необоснованным.
Вместе с заявлением подготовьте и направьте в арбитражный суд ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения. Если суд его удовлетворит, на время процесса вас должны исключить из реестра – это даст возможность продолжить участвовать в закупках на общих со всеми участниками правах. Довод для ходатайства – спорность решения ФАС, репутационные потери, лишение вас возможности участвовать в госзакупках и, соответственно, связанные с этим убытки в виде упущенной выгоды.
Срок рассмотрения заявления судом – 3 месяца, но может быть продлен до 6 месяцев исходя из сложности дела.
Процедура обжалования решения ФАС во внесудебном порядке
Если участник государственных закупок считает, что принятое решение ФАС было некорректным, то не стоит сразу обращаться за помощью в суд. На первом этапе урегулирования спорной ситуации следует прибегнуть к внесудебному порядку, который позволяет сократить временные трудозатраты сторон конфликта.
Обжалование решения ФАС в вышестоящий орган проводится в соответствии с четко разработанным алгоритмом действий:
- На первом этапе необходимо определить подразделение ФАС, куда будет подано заявление об обжаловании решения ФАС.
- Далее сторона, чьи интересы и права были нарушены решением Федеральной антимонопольной службы, составляет заявление в письменной форме на обжалуемые действия, решения, и приводит доводы в обоснование своей позиции.
- Заявление направляется пострадавшей стороной в подразделение ФАС, выбранное на первом этапе, с целью признания их противоречащими закону, нормативным актам.
- Вышестоящий орган ФАС осуществляет проверку действий подконтрольного антимонопольного подразделения в законодательно установленные сроки, после чего направляет заявителю полное решение.
- Заявителю решение ФАС об обжаловании предоставляется в письменной форме. Если ФАС посчитает действия подконтрольной структуры законными, то в удовлетворении требований заявителю будет отказано, но решение ФАС должно быть аргументировано и подкреплено доказательствами.
Порядок обжалования решения ФАС установлен законодательством РФ и не может быть нарушен ни одной стороной спора. Очень важно соблюдать сроки обжалования и правильно выбирать подразделение ФАС для направления заявления.
Порядок обжалования решений Федеральной антимонопольной службы
Вы можете обжаловать решение и (или) предписание антимонопольного органа в арбитражный суд либо в коллегиальный орган ФАС России (ч.1 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Срок обжалования в арбитражный суд – три месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.
Обратите внимание! Если арбитражный суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, то исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом. (ч.2 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции») |
Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца.
В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.
И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев с момента принятия. Этот срок продлевают еще на месяц, если коллегиальному органу потребуется запросить дополнительную информацию.
В рассмотрении жалобы вправе принимать участие лица, участвовавшие в первоначальном рассмотрении, и представитель управления ФАС, вынесшего тот акт, который обжалуется.
Особенностью ведомственного обжалования является то, что действие выданного первой инстанцией предписания не приостанавливается. Это можно оценивать как пробел в регулировании вопроса ведомственного оспаривания актов.
Решение коллегиальным органом принимается при условии участия в нем не менее половины состава органа.
Порядок и сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений граждан в ФАС регулируется Законом об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня получения. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
В случае необходимости по фактам, указанным в жалобе, ФАС проводит проверку, включающую внеплановые проверки, истребования документов и т.д. Если имело место административное правонарушение, сотрудник ФАС составляет акт об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Также ФАС может выдать предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, изъятии продукции с незаконным товарным знаком и т.д.