Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правда, для расчета размера индивидуального пенсионного коэффициента, нужно использовать вторую формулу. Нужно к индивидуальному пенсионному коэффициенту до 2015 года (ИПКс) прибавить индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПКн) с 2015 и полученную сумму умножитьна коэффициент повышения ИПК — КвСП.

Как рассчитывается индивидуальный пенсионный капитал?

Законопроект о принятии индивидуального пенсионного капитала сейчас только рассматривается в Государственной Думе России. По предварительным данным, индивидуальный капитал – это сумма всех дополнительных накоплений работающего гражданина. Они могут быть сформированы:

  • На основе добровольных взносов из суммы зарплаты. Их размер определяется индивидуально при согласовании с работодателем.
  • Добровольными страховыми взносами индивидуальных предпринимателей, самозанятых лиц и безработных.
  • Из доходов по инвестициям индивидуальных предпринимателей от отчислений и хранения средств в негосударственных фондах.

Расчетный пенсионный капитал сформированный из страховых взносов это

— При назначении пенсии учитываются страховой и общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж определяется до 1 января 2021 года. Страховой стаж – продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. В то же время существуют так называемые нестраховые периоды, которые засчитываются в страховой стаж: период ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет, время ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или лицом, достигшим возраста 80 лет, срок прохождения военной службы и некоторые другие. За них также начисляются пенсионные баллы. Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Если в сведениях персучета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах, стаж можно подтвердить документами.

Чем продолжительнее срок, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, и выше заработная плата, тем большая сумма взносов отражена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в Пенсионном фонде России и тем выше будет страховая пенсия.

Максимальный пенсионный коэффициент в 2021 году составляет 9,13. С 2021 года он вырастет до 9,57. Начиная с 2021 года, предельный ИПК будет составлять 10 ПБ. Влияет на граничное значение и факт формирования накопительной части пенсии. Если гражданин решится на этот шаг (до 2021 г. действует мораторий – все баллы зачисляются на страховую), максимальный индивидуальный коэффициент за календарный год не сможет превышать 6,25.

Обратите внимание, что ИЛС – это данные не только о накопленных индивидуальных коэффициентах, но и стаже, заработке и страховых взносах, которые накоплены на данный момент. Каждый счет имеет свой уникальный номер. Он совпадает с 11-значным номером СНИЛС.

Новые льготные ставки по страховым взносам, начисленным на зарплату работников, вправе применять только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Напомним, что основные критерии субъектов МСП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это, в числе прочего, численность персонала и доходы за предыдущий год по данным налогового учета. Воспользоваться льготами могут только те организации и предприниматели, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (подробнее см.: « Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году »).

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2021 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

Соответственно, если работник оформлен на 0.5 ставки и ему начислено, например, 20210 руб. за календарный месяц, то в пределах максимальных величин базы по страховым взносам: сумма 12130 руб. будет облагаться по общеустановленным тарифам (30%), а сумма 7870 руб. (20210-12130) по льготным тарифам (15%).

  • Непрерывный стаж до 2021 г. равен или превосходит 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин. В этом случае СК = 0,55. За каждый год, превышающий 25(20) лет, прибавляется одна сотая. Например, у мужчины стаж 28 лет, СК = 0,58 (0,25 + 0,03). Предельная величина ограничена на уровне 0,75.
  • Непрерывный стаж менее 25(20) лет. В этом случае коэффициент равен 0,55 независимо ни от чего.

Согласно пункту «и» ст. 109 Положения в стаж засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, партийных школах, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре. Периоды обучения засчитывались в стаж при условии, если им предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба.

Согласно пункту 22 Правил №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если продолжительность какого-то из нестраховых периодов составляет менее полного года, коэффициент определяется, исходя из фактической продолжительности периода. При этом один месяц составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — за 1/360 часть.

Но важно помнить , что речь идет не об увеличении будущей пенсии, а о праве на нее . То есть, не докупив недостающие баллы, Иванов 5 лет не получал бы пенсию. А в 2021 пенсию ему оформят и судя по количеству баллов, она будет более, чем скромной. Так как всем неработающим пенсионерам положена доплата до прожиточного минимума, пенсия Иванова составит около 9 тыс. рублей, это прожиточный минимум пенсионера.

  • половую принадлежность;
  • дата и год рождения;
  • вид пенсии;
  • военный стаж (если имеется);
  • количество иждивенцев;
  • стаж по уходу за пожилыми гражданами или лицами с ограниченными возможностями по здоровью;
  • стаж трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста;
  • род деятельности и стаж;
  • сумма зарплаты.

Пенсионное пособие каждого гражданина складывается из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и фиксированной части. Представленные показатели устанавливаются нормативным актом. В связи с этим государство может оказывать влияние на размер пенсии. В 2021 году произошли изменения в стоимости ИПК, а также в фиксированной части.

Страховая пенсия складывается из множества параметров, среди которых немаловажное значение играет пенсионный балл. Во время трудовой деятельности гражданин накапливает определенное количество индивидуальных коэффициентов. Формирование суммы баллов осуществляется за счет взносов, которые работодатель отчисляет за каждого сотрудника.

В тоже время, если, например, премия работникам за март начисляется в бухгалтерском учете в апреле и позднее, то такая премия попадет в базу по страховым взносам в апреле, т.е. уже под действие льготного тарифа (См. Письмо Минфина России от 20.06.2021 г. N 03-15-06/38515).

С 1 апреля 2021 по 31 декабря 2021 года Федеральный закон от 01.04.2021 № 102-ФЗ установил пониженные страховые тарифы (15%) для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства. Такие льготные тарифы продолжат свое действие с 1 января 2021 года на основании обновленной ст.427 НК РФ.

Определение впервые появилось в ФЗ 173, когда государство перешло на новую пенсионную систему. Позднее появился еще один ФЗ 400, регулирующий начисление социальных пенсий, но часть норм из ФЗ 173 сохранилась. Например, определение расчетного капитала.

Во второй статье этого закона расчетная часть считается общей суммой страховых начислений и других поступлений, зачисляемых на личный счет. Также у застрахованного лица должны сохраниться пенсионные права, приобретенные до появления нового законодательства. В расчетном пенсионном доходе учитываются:

  • Гражданственные платежи от наймодателя.
  • Права, возникшие до появления новой системы.

Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал

Уже в 2021 году россияне, возможно, смогут начать копить свой индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Несмотря на плюсы, к новой системе есть вопросы, которые заставляют сомневаться в жизнеспособности ИПК. Новая пенсионная реальность

Если верить представителям наших финансовых ведомств, то уже совсем скоро нам предстоит жить в новой пенсионной системе. Реальность эта такова, что надеяться придется исключительно на собственные силы. Роста государственных пенсий, видимо, ждать не стоит. По крайней мере, судя по старту пенсионной реформы, ежегодная прибавка к пенсии в 12 тыс. рублей, о которой говорила вице-премьер Татьяна Голикова, достанется далеко не всем россиянам. Например, это не касается работающих стариков. Их, по различным данным, около 20%. В ПФР поясняют, что «прибавка каждого пенсионера индивидуальна и зависит от размера получаемой им пенсии».

Не особо помогут и дополнительные выплаты. Например, гражданам, за которых работодатель перечислял часть дохода (6%) на пенсионные накопления. Эти деньги, конечно, не пропали, но из-за низких зарплат и «заморозки» средний размер пенсионного счета в НПФ сейчас составляет 71 тыс. рублей. Даже при условии, что к моменту выхода на пенсию управляющие заработают хороший инвестиционный доход и удвоят эту сумму, ежемесячная прибавка к государственной пенсии составит лишь 400 рублей с небольшим. И это без учета тех «форс-мажоров», которые периодически случаются даже с крупными НПФ.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

На все это еще и накладывается проблема с нехваткой пенсионных баллов. Каждый год государство увеличивает количество баллов, которые необходимо набрать для выхода на пенсию. И каждый год число граждан, которым по разным причинам их не хватило, растет. У чиновников нет точных данных, однако, по оценкам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, в прошлом году таких было порядка 70 тыс. человек. А с учетом «лихих 90-х», когда масса россиян оказалась без работы, есть риск, что число тех, кому не хватило баллов, будет только расти.

В общем, как ни крути, а выходит, что копить на пенсию нужно самому. Иначе придется рассчитывать на минимум от государства и думать, как заработать на жизнь, буквально до самой смерти. И вот тут наши власти и предлагают спасительную «палочку-выручалочку» в виде индивидуального пенсионного капитала. «Для граждан пенсионные накопления — лучший инструмент планирования доходов и образа жизни после завершения трудовой деятельности», — уверяла глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на парламентских слушаниях в январе.

Добровольно-принудительное накопление

Впервые концепция ИПК была представлена Минфином и ЦБ осенью 2016 года. Однако до сих пор о том, как она будет работать, известно лишь в общих чертах. Предполагается, что с первого года введения ИПК граждане смогут отчислять 1% от своей заработной платы на личный пенсионный счет. Для тех, у кого пенсионные накопления находятся в частных НПФ, средства будут перечисляться в выбранный фонд, а «молчунам», у которых пенсионные накопления находятся в государственной УК («ВЭБ.РФ»), обещают создать специальный НПФ. По словам замглавы Минфина Алексея Моисеева, деньги «молчунов» перейдут в него автоматически. Где будет формироваться пенсионный капитал у граждан, выбравших для своих накоплений частные УК (это примерно 400 тыс. человек), пока неясно.

Постепенно размер взносов для формирования ИПК планируется довести до 6% от зарплаты. При этом те, кто не хочет откладывать на старость, должны будут написать заявление. Чиновники очень долго спорили, как стимулировать граждан выделять часть доходов на будущую пенсию, и в итоге остановились на варианте с автоподпиской. Правда, только для тех, кто получает сравнительно высокую заработную плату. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал один из главных ответственных за пенсионную реформу уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг Юрий Воронин.

Судя по всему, речь может идти о сумме от 85 тыс. рублей в месяц. Россиян с более низким доходом освободят от автоматической уплаты взносов. Если они захотят копить на пенсию, то должны будут об этом заявить. Ранее о том, что законопроект может дать возможность отчислять взносы на пенсию с заработка выше 85 тыс. рублей в месяц, говорил глава ПФР Антон Дроздов. При желании будущий пенсионер может взять «каникулы» и не платить взносов.

В отличие от пенсионных накоплений средства на ИПК будут являться собственностью граждан с самого начала. А значит, распоряжаться этими средствами они смогут более свободно. В частности, будет можно забрать деньги досрочно — например, на лечение. Но только если заболевание действительно угрожает жизни (список таких подготовит Минздрав). Также ранее чиновники обсуждали возможные налоговые преференции для граждан и работодателей (последние получат право на софинансирование пенсии своего сотрудника). Правда, по словам члена совета директоров НПФ «Согласие» Андрея Неверова, введение подобной программы софинансирования создаст дополнительную нагрузку на бизнес, так что вряд ли бизнес на это согласится. Как считает исполнительный директор НПФ Сбербанка Дмитрий Ключник, базу для расчета налогового вычета с ИПК можно увеличить до 400 тыс. рублей в год. «Кроме того, на первом этапе можно запустить программу стимулирования в виде софинансирования государством взносов граждан при достижении порогового значения суммы накопленного капитала», — говорит он.

Также, если верить представителям финансовых ведомств, влад��лец ИПК получит право самостоятельно выбрать подходящую ему пенсионную программу и условия выплаты (например, если он хочет получать пенсию не пожизненно, а в течение какого-то срока), а государство, в свою очередь, эти средства застрахует.

Расчет ИПК после 2015 года

С 2015 года все пенсионные права граждан накапливаются сразу в баллах, формируя величину ИПКпосле2015. Формирование баллов происходит за счет уплаты страховых взносов в ПФР (с 2023 г. СФР). При этом ежемесячные отчисления составляют 22% от заработка, но на формирование ИПК направляются только 16%.

С 2023 года в связи с созданием объединенного Социального фонда РФ был введен единый страховой взнос, составляющий 30% от заработка. Однако на формирование пенсионных прав граждан по-прежнему направляется 16% от ФОТ.

Чтобы рассчитать, как сумма уплаченных взносов переводится в баллы, нужно воспользоваться следующей формулой:

ИПКгод = (СВгод / ПСВгод) × 10

в которой:

  • СВгод — это сумма страховых взносов, направленных за год на формирование ИПК работника. Рассчитывается этот параметр как 16% от годового заработка гражданина.
  • ПСВгод — это предельная сумма страховых взносов. Рассчитывается она как 16% от предельной величины базы для начисления взносов, установленной Правительством на соответствующий год.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Взносы в Пенсионный Фонд в 2021 году

Согласно утвержденным правилам системы ОПС получить средства пенсионных накоплений вправе все граждане, формировавшие накопительную пенсию, а именно:

  • застрахованные лица, родившиеся в 1967 году или позже, и отдавшие предпочтение формированию сразу двух обеспечений – накопительного и страхового;
  • женщины и мужчины (1957-1966 и 1953-1966 годов рождения), работавшие в 2002-2004 годах;
  • граждане, самостоятельно совершавшие добровольные взносы по Программе государственного софинансирования;
  • женщины, направившие средства маткапитала на формирование собственной будущей пенсии.

В отличие от лиц, родившихся в 1967 году или позже, и самостоятельно выбравших способ формирования пенсионного обеспечения, граждане более старшего возраста данного права выбора были лишены.

В период с 2002 по 2005 год их работодатели вносили страховые платежи на накопительную составляющую трудовой пенсионного обеспечения в обязательном порядке.

Как показывает практика, именно такие граждане вправе рассчитывать на получение выплаты в единовременном порядке, так как они полностью соответствуют необходимым требованиям.

Оформить данное обеспечение в качестве единовременной выплаты всех имеющихся средств могут застрахованные лица:

  • имеющие инвалидность любой из существующих групп;
  • достигшие пенсионного возраста (в том числе досрочно) и находящиеся на страховом обеспечении по старости;
  • получающие пенсионное обеспечение по потере кормильца;
  • являющиеся получателями социального пособия по старости.

Единовременный способ получения накоплений доступен не всем пенсионерам. Согласно статье 4 ФЗ №360, единовременно получить накопленные средства разом могут лишь застрахованные лица:

  • являющиеся получателями пенсии по потере кормильца или по инвалидности;
  • у которых при установлении бессрочной или срочной накопительной пенсии сумма ежемесячной выплаты составила бы не более 5% страховой пенсии по старости;
  • получающие социальное пособие по старости в силу отсутствия достаточного трудового стажа или количества пенсионных баллов.

Лицам, оформившим срочную или бессрочную выплату накопительной пенсии, единовременная выплата средств не устанавливается.

Получить все пенсионные накопления за один раз повторно можно не ранее, чем через пять лет. Возможно это лишь в том случае, если гражданин продолжает формировать накопительную пенсию, внося денежные средства через работодателя или путем добровольных платежей.

Размер выплаты рассматриваемого типа зависит от того, сколько средств было накоплено на лицевом счете застрахованного лица.
Узнать актуальную сумму накоплений можно посредством обращения в ПФР. Если же формирование накопительной пенсии происходило в НПФ, то и обращаться следует непосредственно туда.

При единовременной выплате накопительной части пенсии гражданин получает все пенсионные накопления сразу и одним платежом.
При этом обратиться за получением единовременной выплаты в следующий раз гражданин может лишь через пять лет.

Для получения накопленных средств обращаться следует в те учреждения, где непосредственно формировалось накопительное пенсионное обеспечение. Иными словами, если накопительная часть пенсии в НПФ, то обращаться нужно именно в НПФ, а если в государственном фонде – то непосредственно в ПФР.
Причем во втором случае подать заявление можно следующими способами:

  • при личном визите в ПФР или МФЦ;
  • через интернет (через официальный сайт ПФР или Единый портал госуслуг);
  • по почте.

На рассмотрение заявления об установлении единовременной выплаты и проверку представленных документов фонду выделяется один месяц с дня обращения или даты на почтовом штемпеле (если заявление подавалось по почте).

После проверки пакета документов учреждение выносит решение и уведомляет о нем застрахованное лицо в течение пяти дней. В случае отказа в выплате, фонд должен не только оповестить пенсионера, но и вернуть ему весь пакет документов, представленный во время обращения.
О сроках обращения и выплате накопительной части пенсии рассказывается здесь:

Согласно Постановлению Правительства РФ №1047 от 21.12.2009 года пакет необходимых для оформления единовременной выплаты документов состоит из:

  • заявления;
  • паспорта;
  • бумаг, подтверждающих право на получение страховой или государственной пенсии по старости для определения ее размера (если заявитель находится на пенсионном обеспечении государства по данному основанию).

В некоторых случаях сотрудники ПФР могут потребовать предоставить и дополнительные документы, подтверждающие особые обстоятельства.

Так, если заявитель получает социальную пенсию по старости, инвалидности или потере кормильца, то необходимо дополнить пакет документами, подтверждающими трудовой стаж.

Если заявление подает не пенсионер, а его представитель, то нужно также приложить его паспорт и нотариально заверенную доверенность.

7.1. Величина расчетного пенсионного капитала (ПК)

Читайте также:  Льготный проезд в общественном транспорте для пенсионеров в 2023 году

Термин «расчетный пенсионный капитал» впервые употребляется в пенсионном законодательстве. Его появление связано с переходом к новым методам исчисления трудовых пенсий, которые с 1 января 2002 г. состояли из трех частей – базовой, страховой и накопительной. Расчетный пенсионный капитал является базой для исчисления размера страховой части пенсии и отражает общую сумму страховых взносов и других поступлений в ПФ, внесенных за застрахованное лицо, и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 г.

Расчетный пенсионный капитал определяется по специальной методике обратным счетом из размера полагающейся застрахованным лицам пенсии при полном общем трудовом стаже с применением индивидуального коэффициента пенсионера при условии, если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате.

У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части – из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г.

У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты, расчетный пенсионный капитал будет учитываться из суммы фактически уплаченных взносов в ПФ.

У всех остальных граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал будет состоять из двух частей – пенсионных прав и страховых взносов.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 г., которые являются основой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Пенсионный капитал (ПК) – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии. Пенсионный капитал учитывается на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного лица, открытом в территориальном органе фонда. Сведения о состоянии личного пенсионного счета в системе персонифицированного учета являются основными данными для назначения трудовой пенсии.

Перед гражданами, работавшими более или менее длительной время по нормам старого пенсионного законодательства, государство несет обязательства конвертировать заработанные в рамках старой модели пенсионные права в права, учтенные в новой модели, и постоянно проводить индексацию до выхода гражданина на пенсию.

Перед нынешними пенсионерами государство имеет обязательства повысить размер пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера и постоянно проводить индексацию пенсионных выплат.

Величина пенсионного капитала (ПК) с 2010 г. состоит из:

ПК = ПК1 + ПК2 + СВ,

где ПК1 – начальный пенсионный капитал – это пенсионные права в денежном выражении, приобретенные гражданами до 1 января 2002 г. Его величина – это условная сумма уплаченных страховых взносов на пенсионное обеспечение до 01.01.2002 г. Для определения суммы начального пенсионного капитала (ПК1) устанавливается расчетный размер трудовой пенсии. В этих целях определяется отношение среднего месячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ за тот же период; ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФ за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 г. до даты назначения пенсии; СВ – сумма валоризации.

Для большинства застрахованных лиц исчисление размера расчетной пенсии производится с применением индивидуального коэффициента пенсионера, установленные законами 1990 и 1997 гг.

«Чистый» пенсионный капитал, состоящий только из сумм страховых взносов, уплаченных после 01.01.2002 г., будут иметь лишь молодые граждане, начавшие трудовую деятельность после 1 января 2002 г.

Расчет начального пенсионного капитала производится по правилам исчисления трудовых пенсий, которые применялись накануне реформы, – исходя из трудового стажа и среднего заработка за определенный период.

При этом величина расчетного пенсионного капитала при его определении подлежит умножению на все индексы увеличения страховой части трудовой пенсии (за период с 1 января 2002 г. до даты определения этого капитала), а с 2010 г. – увеличению на процент валоризации и учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФ.

Расчетный пенсионный капитал подлежит периодической индексации в соответствии с уровнем роста цен и ростом уровня среднемесячной заработной платы.

Рассмотрим, как оцениваются права всех застрахованных, в том числе пенсионеров, на общих основаниях.

Оценка пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал определяется исходя из расчетного размера трудовой пенсии (РП) по общей для всех формуле:

где ПК – величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц (не может быть менее 660 руб.) по состоянию на 01.01.2002 г.; 450 руб. – размер базовой части трудовой пенсии по старости на 01.01.2002 г., который установлен Законом. С 2010 г. базовая часть пенсий переведена в страховую часть и получила название «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии»; Т – средний для всех пенсионеров показатель периода выплаты трудовой пенсии по старости, установленного на дату назначения пенсии.

Как мы отметили, в составе размера каждой пенсии есть теперь базовая часть (БЧ), которая назначается всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста при наличии не менее пяти учтенных в системе пенсионного страхования и оплаченных страховых лет.

Расчетный же пенсионный капитал (ПК) является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (СЧ). Поэтому в формуле, по которой он определяется, из расчетной пенсии (РП) вычитается БЧ. В данной формуле Т обозначает ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Он равен периоду Т, применяемому при установлении СЧ трудовой пенсии, назначаемой с 1 января 2002 г.

Величина расчетного пенсионного капитала зависит от:

• расчетного размера пенсии (РП);

• размера базовой части трудовой пенсии (БЧ);

• периода времени, в течение которого эта пенсия выплачивается (Т).

Разница между всей суммой трудовой пенсии и ее базовой частью составляет размер страховой части трудовой пенсии, а страховая часть пенсии, умноженная на период времени выдачи пенсии, отражает расчетную сумму выплаченных страховых взносов.

Определить величину расчетного пенсионного капитала возможно лишь после того, как подсчитан размер пенсии. А рассчитывать размер пенсии следует отдельно для мужчин и женщин, которые должны иметь для оценки пенсионных прав соответственно общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественнополезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке.

Неполный стаж влияет на величину пенсионного капитала. При неполном трудовом стаже расчетный пенсионный капитал определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет – у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится территориальными органами фонда в следующие сроки:

• застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, – не позднее 1 января 2011 г., а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии;

• остальным застрахованным лицам – не позднее 1 января 2013 г., а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты – одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях».

Вычисление расчетной пенсии

РП – условное выражение денежного пособия, на которое лицо имело бы право, выйдя на пенсию в 2002 году при полном трудовом стаже. Методика определения РП была основана на советских нормах законодательства:

Определение расчетной пенсии в виде формулы выглядело следующим образом:

РП = СК х КЗ х 1 671 руб., где:

СК – коэффициент стажа, который увеличивался на 0,01 за каждый проработанный сверх стажа год, но не должен был быть выше 0,75;

КЗ – коэффициент зарплаты, не мог превышать 1,2;

Расчетный пенсионный капитал выражал страховую часть пенсии (СЧП), поэтому из РП вычиталась базовая её часть: СЧП = РП – БП. Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ величина БП была установлена в размере 450 руб.

Полученную разность умножали на коэффициент «дожития» Т, выраженный в месяцах. Количество лет дожития на пенсии государство устанавливало на основе статистических данных. В 2002 году коэффициент Т составлял 12 лет (144 мес.), в 2014 году он достиг 19 лет, а по состоянию на 2017 год коэффициент «дожития» составлял 20 лет (240 мес.). Формула конвертации пенсионных прав советского времени в первоначальный капитал имела следующий вид: ПК1 = СЧП х Т.

Расчетный пенсионный капитал сформированный из страховых взносов

Основным различием является порядок расходования страховой и накопительной составляющих пенсионного пособия. В отличие от двух других, накопительная часть денежных взносов не входит в распоряжение государства. Хозяин вклада имеет возможность передать её в распоряжение управляющей фирмы пенсионного фонда России (Внешэкономбанку) или другой финансовой организации, имеющей право на формирование пенсии. Но это в том случае, если он ей доверяет и желает значительно повысить размеры своих выплат при окончании своей рабочей деятельности.

С 1 января 2010 года согласно статьям 17.1. и 17.2 Закона о трудовых пенсиях введен институт установления по желанию пенсионера доли страховой части трудовой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава вместо перерасчета или корректировки страховой части трудовой пенсии по старости

Льготный тариф страховых взносов

Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.

В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):

  • российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
  • российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
  • организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
  • организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
  • организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
  • студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Читайте также:  Как узнать результат розыгрыша

Перечисление страховых взносов работодателем за каждого наемного сотрудника выступает гарантией того, что гражданин после достижения возраста пенсионера сможет ежемесячно получать пенсию, которая обеспечит оптимальный уровень жизни. Все взносы накапливаются на личном счете гражданина, что приводит к формированию пенсионного капитала.

Важно! Капитал представлен общим размером всех страховых и иных видов взносов, перечисленных на счет человека.

Всеми средствами управляют работники ПФ, что позволяет значительно увеличивать накопления с течением времени. Полученное значение представлено базой, на которую нужно ориентироваться при расчете страховой пенсии.

Каждый гражданин может самостоятельно произвести расчеты, позволяющие определить этот показатель. Первоначально устанавливается стажевой коэффициент (СК). Для этого учитывается пол человека, длительность стажа и другие показатели. Но при этом на законодательном уровне установлено максимальное значение, которое оставляет 0,75.

К особенностям расчета относится:

  • если мужчина проработал официально 25 лет, а женщина – 20 лет, то СК составляет 0,55;
  • за каждый дополнительный год работы к этому значению прибавляется 0,01.

Далее определяется коэффициент среднемесячного заработка (КСЗ). Гражданину необходимо запросить у работодателя справку, которая содержит сведения о зарплате за последние 60 месяцев. Данное значение делится на среднюю зарплату, которая установлена на территории России за этот же временной промежуток.

За период с 2001 по 2002 год средний заработок составлял 1494,5 руб. Но для всех заявителей установлен максимальный размер КСЗ, который равен 1,2. Исключением выступают только лица, работающие на Крайнем Севере, поскольку для них показатель варьируется от 1,4 до 1,9.

После получения всех нужных сведений можно приступать к определению расчетной пенсии (РП):

  • если СК составляет 0,55, то для определения показателя для мужчин применяется формула: РП = (СК * КСЗ * 1671 – 450) * (стаж в годах до 2002 / 25);
  • если процесс расчета осуществляется для женщин при том же размере СК, то используется формула: РП = (СК * КСЗ * 1671 – 450) * (стаж в годах до 2002 года /20);
  • формулы могут немного меняться в зависимости от разных показателей.

Внимание! 1671 – это постоянное значение, которое представлено средним заработком в России в конце 2001 года. 450 – это базовый размер пенсионной выплаты, который установлен положениями ФЗ №173.

Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал

В этой связи при установлении страховой пенсии применяются нормы Закона № 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2022 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисления размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2022 года.

Базой для определения размера трудовой пенсии (по состоянию на 31.12.2022 года) является расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002 и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002.

Как пенсионный фонд извращает закон о пенсиях, действующий сейчас

  • Часто задаваемые вопросы
  • Права нарушены. Куда обратиться?
  • Трудовой договор
  • Заработная плата
  • Ваше рабочее время
  • Отдыхаем по правилам
  • Права беременных женщин и работающих родителей
  • Пособия в связи с рождением и воспитанием детей
  • Выплаты при несчастных случаях и профзаболеваниях
  • Все о больничных листах
  • Труд творческих работников
  • Сексуальные домогательства на работе
  • Пенсии
  • Трудовые права в кризис
  • Как создать профсоюз
  • Исковые заявления по трудовым спорам
  • Трудовые права иностранных граждан
  • Международные стандарты труда
  • Все об увольнениях
  • Права безработных

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчётного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, производится применительно к порядку, предусмотренному для индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (пункт 6 статьи 17 Федерального закона), за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Коэффициент произведённой с 1 февраля 2013 года индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с ростом цен составил 1,066, а коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2013 года размеров страховой части трудовых пенсий составит 1,033.

Постановление утверждает коэффициент индексации расчётного пенсионного капитала застрахованных лиц, определённого по состоянию на 1 января 2012 года, с 1 апреля 2013 года в размере 1,101 (1,066 х 1,033).

Документ позволит повысить уровень материального обеспечения пенсионеров при новых назначениях трудовых пенсий.

Работа Правительства:

  • Пенсионное обеспечение

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России)

Пенсионные циклы и временные ямы 2002-2014 годов

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

  • упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии», которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются, а страховые пенсии — корректируются.

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ИПК,

где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.

Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:

Дата Социальная пенсия Страховая часть
трудовой пенсии
(в том числе
фиксированный
базовый размер)
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.04.2014 г. 1,171 1,017 1,083 Постановления Правительства РФ
от 22.03.2014 №220,
от 28.03.2014 №240, №241
01.02.2014 г. 1,065 Постановление Правительства РФ
от 23.01.2014 №46
01.04.2013 г. 1,0181 1,033 1,101 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2013 №263, №264,
от 29.03.2013 №281
01.02.2013 г. 1,066 Постановления Правительства РФ
от 23.01.2013 №26
01.04.2012 г. 1,141 1,0341 1,1065 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2012 №236, №237, №238
01.02.2012 г. 1,07 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2012 №4
01.04.2011 г. 1,1027 1,088 Постановления Правительства РФ
от 31.03.2011 №224,
от 07.04.2011 №255
01.02.2011 г. 1,088 Постановление Правительства РФ
от 26.01.2011 №21
01.07.2010 г. 1,0341 Постановление Правительства РФ
от 21.06.2010 №457
01.04.2010 г. 1,088 1,063 1,1427 Постановления Правительства РФ
от 18.03.2010 №169, №167, №168


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *