Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерская (бюджетная) отчетность – 2016. Основные новшества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).
Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности
В пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении показателей отчета (ф. 0503723) раскрытию подлежит следующая информация (п. 19 СГС «Отчет о движении денежных средств»):
1) в составе информации об учетной политике – используемые подходы для определения структуры денежных средств и эквивалентов денежных средств, для классификации денежных потоков, не указанные в СГС «Отчет о движении денежных средств», для осуществления пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте и другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете;
2) состав денежных средств и их эквивалентов;
3) обоснование выявленных отклонений:
-
при сверке сумм денежных средств и эквивалентов денежных средств, отраженных в отчете (ф. 0503723), со статьей «Денежные средства и эквиваленты денежных средств» бухгалтерского баланса и иных отчетов, содержащих информацию об остатках и изменениях денежных средств и эквивалентов денежных средств;
-
при сверке суммы денежных потоков от текущих операций, представленной в отчете (ф. 0503723), и чистого операционного результата, отраженного в отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), – по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и (или) финансового органа.
Операции по инкассации денежных средств при отзыве лицензии у банка
В случае отзыва ЦБ РФ у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций инкассированные денежные средства, по которым отсутствует выписка банка о зачислении на банковский счет, отражаются в отчете (ф. 0503737) следующим образом (п. 2.2 Письма № 07-04-05/02-308):
Номер строки, графы |
Информация, отражаемая по строке, графе |
Операции выбытия денежных средств из кассы учреждения при инкассации отражаются в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» |
|
Графа 6 строки 731 |
Показатель отражается со знаком плюс (в шаблоне формы, приведенной к письму, отмечено, что данный показатель указывается со знаком минус) |
Графа 6 строки 710 |
Показатель отражается со знаком минус |
Графа 7 строки 732 |
Показатель приводится со знаком минус (в шаблоне формы к письму указано, что данный показатель отражается со знаком плюс) |
Графа 7 строки 720 |
Показатель отражается со знаком плюс |
Операции списания инкассированных денежных средств, по которым отсутствует выписка банка о зачислении на банковский счет, при отзыве ЦБ РФ у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций |
|
Раздел 2 «Расходы учреждения» графы 6 |
Показатель отражается по коду аналитики 853 «Уплата иных платежей» |
Раздел 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» графы 6 строки 720 |
Показатель приводится со знаком плюс |
Графа 9 строки 730 |
Показатель равен нулю |
Письмо Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 02-06-10/79177 Об отражении в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) информации о привлечении (восстановлении) средств, полученных бюджетными (автономными) учреждениями по виду финансового обеспечения 3 «Средства во временном распоряжении» и направленных в рамках заимствования на исполнение обязательств по иному виду деятельности
Пунктами 365 и 367 Инструкции N 33н установлено, что забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств» открываются также к счету 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов).
Пример отражения указанных операций в Отчете (ф. 0503723) и в Отчете об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) приведен в приложениях к настоящему письму.
Приложение: по тексту на 12 листах, в 1 экз.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
- 24.03.2017 ВОПРОС:
- Сопоставление показателей каких форм годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения позволит органу-учредителю выявить факты привлечения учреждением средств, находящихся во временном распоряжении, для оплаты расходных обязательств? Как подобное привлечение должно быть отражено в бухгалтерском учете бюджетного учреждения? Являются ли подобные действия учреждения финансовым нарушением?
- текущие;
- капитальные.
- денежной;
- натуральной.
- Отчет (ф. 0503127) как получатель бюджетных средств (далее — основной Отчет (ф. 0503127));
- Отчет (ф. 0503127) о бюджетных назначениях (далее — дополнительный Отчет (ф. 0503127)).
- месячную — на первое число месяца, следующего за отчетным;
- квартальную — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года.
- непроизведенные активы (земля, ресурсы недр);
- драгоценные металлы и ювелирные изделия;
- ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале;
- денежные средства (остатки средств на счетах, займы, кредиты и т.д.).
- через кассу учреждения — графа 7;
- по возврату в доход бюджета сумм остатков субсидий прошлых лет;
- по привлечению денежных средств с одного КВФО на другой.
- строка 301 – операционный результат до налогообложения, который рассчитывается как разность доходов (строка 010) и расходов (строка 150);
- строка 302 – сумма начисленного налога на прибыль организаций за отчетный период;
- строка 303 – сумма по счету 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов».
ОТВЕТ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заимствование средств во временном распоряжении в целях оплаты обязательств, возникших по другим видам деятельности, в пределах общего остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения должно быть отражено в учете с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».
Анализ данных, отраженных в Отчете (ф. 0503737), Отчете о движении денежных средств (ф. 0503723) и Сведениях (ф. 0503779), позволит органу-учредителю выявить факты привлечения учреждением средств во временном распоряжении.
Неотражение факта заимствования средств может быть квалифицировано как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
К текущим операциям по поступлениям (разд. 1) относятся поступления доходов, поступления от инвестиционных операций — это реализация нефинансовых активов, поступления от финансовых операций (реализация акций, ценных бумаг и иных форм участия в капитале, возврат выданных ссуд и заимствований, привлечение заимствований).
При этом к составу доходов относятся доходы в виде компенсации затрат учреждения (строка 052 КОСГУ 130). В этой строке необходимо учитывать только компенсацию затрат текущего года. Возврат дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) в данном разделе не учитывается.
Обратите внимание! Согласно действующей редакции Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы учреждения от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания должны учитываться по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Соответственно, субсидии на государственное (муниципальное) задание отражаются в разд. 1 отчета ф. 0503723 по КОСГУ 130 в строке 051.
Последние изменения в форме и порядке заполнения
Приказом Минфина 72н утверждена обновленная форма 0503123. Произведенные финансовым ведомством изменения связаны с нововведениями, содержащимися в приказе Минфина 209н (порядок применения КОСГУ) и последней редакции Инструкции 162н (план счетов бюджетного учета). В отчете за первое полугодие безвозмездные денежные поступления и безвозмездные перечисления нужно будет разделить в зависимости от характера на:
Каждая из этих частей детализируется по категориям контрагентов (получателей или плательщиков безвозмездных средств). Это могут быть бюджетные или автономные учреждения, международные организации, НКО и физлица, производящие товары, услуги и пр.
Поступления денежных средств от реализации материалов и выбытия на их приобретение детализируются по видам МЗ (КОСГУ 441-446, 449 и 341-346, 349). Выбытия за счет прочих выплат персоналу и социальных пособий сотрудникам, бывшим работникам и населению теперь разделяются в зависимости от того, в какой форме они назначаются:
Операции по поступлению возвратов от выданных заимствований и средств от реализации финансовых активов, а также по выбытию за счет выдачи заимствований и приобретения финансовых активов теперь относятся к категории инвестиционных. В прежней редакции отчета они учитывались в разряде финансовых. В новом отчете 0503123 введена четырехзначная нумерация строк.
Справочник по построчному заполнению формы 0503123В справочнике смотрите, как заполнить данные о поступлениях денежных средств, выбытиях, изменениях остатков. Также узнаете, как раскрыть аналитическую информацию по выбытиям и заполнить новый раздел по управлению остатками.
Нормативное регулирование
Согласно пункту 59.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее — Инструкция № 191н), который введен приказом Минфина России от 02.11.2017 № 176н*, администраторами бюджетных средств в дополнение к Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) должен формироваться Отчет (ф. 0503127) о бюджетных назначениях:
Выдержка из документа
«В целях формирования сводного Отчета (ф. 0503127) главные администраторы доходов, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета дополнительно формируют Отчет (ф. 0503127), содержащий данные о бюджетных назначениях по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, отражение которых в части графы 4 разделов «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета», граф 4 и 5 раздела «Расходы бюджета» администраторами доходов, получателями средств бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета не предусмотрено…».
Примечание:
* , вступил в силу с 16.12.2017.
Таким образом, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств теперь должен составлять два отчета:
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Письмо Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 02-06-10/79177 Об отражении в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) информации о привлечении (восстановлении) средств, полученных бюджетными (автономными) учреждениями по виду финансового обеспечения 3 «Средства во временном распоряжении» и направленных в рамках заимствования на исполнение обязательств по иному виду деятельности
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрев письмо по вопросу отражения в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее — Отчет (ф. 0503723) информации о привлечении (восстановлении) средств, полученных бюджетными (автономными) учреждениями по виду финансового обеспечения 3 «Средства во временном распоряжении» и направленных в рамках заимствования на исполнение обязательств по иному виду деятельности, сообщает.
В соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н), Отчет (ф. 0503723) составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств», открытых к денежным счетам.
При этом в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.11.2016 N 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее — Приказ N 209н) внесены изменения в Инструкцию N 33н, в том числе в порядок формирования забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств».
Пунктами 365 и 367 Инструкции N 33н установлено, что забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств» открываются также к счету 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов).
Пример отражения указанных операций в Отчете (ф. 0503723) и в Отчете об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) приведен в приложениях к настоящему письму.
Приложение: по тексту на 12 листах, в 1 экз.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Учет средств во временном распоряжении казенным учреждением
Временное распоряжение — довольно распространенная форма учета средств для бюджетных и автономных учреждений.
Однако и казенные учреждения в некоторых случаях учитывают средства во временном распоряжении. Рассмотрим такие случаи. Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета.
Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества. К средствам во временном распоряжении относятся также средства, полученные на ответственное хранение, в случае их передачи заказчиком в залог обеспечения исполнения контракта.
Общие требования к бюджетной отчетности
Основным документом, содержащим требования к заполнению форм бухгалтерской отчетности и их представлению в контролирующие органы бюджетными и автономными учреждениями, является соответствующая инструкция, утвержденная приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.
О ведении бухучета в бюджетных организациях читайте .
Отчетным годом для бюджетников является календарный год: с 1 января по 31 декабря. Годовая отчетность формируется на 1 января года, следующего за отчетным. Также они составляют промежуточную отчетность (пп. 2 и 3 Инструкции № 33н):
Сдается отчетность в вышестоящий государственный орган — учредитель в установленную им дату (эта дата зависит от отчетного срока, который установлен для самого учредителя). В общем случае отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составления электронной отчетности или если этого требует закон, оформляется бумажный вариант. Днем представления отчетности считается дата ее отправки по ТКС либо дата фактической передачи по назначению на бумажном носителе.
Перечень форм бюджетной отчетности приведен в приложениях к Инструкции № 33н. В их числе присутствует и форма 723 (или 0503723), о которой мы поговорим далее.
Информацию о том, как бюджетники должны отчитываться в налоговую службу, вы найдете в этой статье.
Обзор нормативной базы за 25.03-31.03.2019
Источники финансирования дефицита — это средства, привлекаемые для погашения дефицита бюджета. К ним относятся:
Если бюджетная организация осуществляет операции с такими объектами, то данные по поступлениям и выбытиям должны быть отражены в 3 разделе Отчета об исполнении плана ФХД.
Перечисленные остатки могут быть возвращены бюджетным учреждениям в следующем году, если есть потребность в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. Аналогичные положения установлены для автономных учреждений в пунктах 3.15 и 3.17 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Таким образом, по средствам субсидий на выполнение государственного, муниципального задания (КФО 4) учреждение может запланировать расходов больше, чем доходов, в пределах суммы остатка средств на счете учреждения на начало года.
За счет уменьшения денежных средств
502
Отражаются операции, приведенные по строке 464. Показатель фиксируется в положительном значении.
По этой строке отражается сумма показателя строки 720 графы 9 отчета (ф. 0503737), представленного на отчетную дату, и показателя выбытия денежных средств во временном распоряжении без учета некассовых операций
Пример 4.
Для совершения расходных операций по коду вида деятельности 7 учреждение было вынуждено привлечь денежные средства в размере 150 000 руб.
Российской Федерации, а также при проведении операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения (далее — банковские счета) — графа 6;
— данные по доходам учреждения, плановые назначения по которым исполнены в результате обменных операций без движения денежных средств (далее — некассовые операции) — графа 8;
— итоговая сумма исполненных плановых назначений за отчетный период — графа 9 (сумма граф 5, 6, 7, 8).
Пример 1.
Бюджетным учреждением запланировано поступление доходов от приносящей доход деятельности на 2021 год в сумме 400 000 руб. По состоянию на 1 октября сумма поступлений составила 236 700 руб., из них 700 руб.
Начислена задолженность учреждения по перечислению в доход бюджета остатка целевой субсидии
5 205 81 560
5 303 05 730
25 000
Перечислен в доход бюджета остаток целевой субсидии
5 303 05 830
5 201 11 610 18
25 000
Для справки: допускается отражение операций по перечислению (выплате) сумм возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) текущего финансового года, в том числе полученных учреждением субсидий (грантов) текущего года, а также при перечислении (выплате) сумм возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) прошлых лет, за исключением возврата остатков субсидий (грантов) прошлых лет, полученных учреждением, по забалансовому счету 17 со знаком минус (п.
В данном разделе отражаются поступающие в бюджет денежные средства.
В 4 графе отчета отражаются плановые суммы доходов на год, которые могут меняться в течение года и учитываются на счете 504.11 Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам (поступлениям). Здесь можно прочитать о том, как с помощью документа Плановые назначения отразить необходимые корреспонденции для заполнения графы.
За показатели в 5 графе отвечает забалансовый счет 17.01 Поступления денежных средств на счета учреждения, открытый к счетам 201.11 Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства и 201.13 Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути. Это доходы, поступившие на лицевой счет организации, за исключением наличных денег из кассы.
Источники финансирования дефицита средств учреждения
Наименование показателя
Код строки
Код аналитики
Исполнено плановых назначений через лицевые счета
1
2
3
5
Движение денежных средств (стр. 591 + стр. 592)
590
Х
Выбытие денежных средств
592
610
25 000
4.
* * *
В завершение отметим, что в Письме № 07-04-05/02-308 разъяснены особенности отражения в формах 0503723 и 0503737 операций:
Формирование и отражение в отчете финансового результата
Чистый операционный результат деятельности учреждения отражается по строке 300 отчета (ф. 0503721). Формула его расчета следующая:
строка 301 — строка 302 + строка 303 = строка 310 + строка 380, где:
Согласно п. 54.1 Инструкции № 33н финансовый результат, отраженный в графах 4 (5 и 6) по строке 300 отчета (ф. 0503721), должен соответствовать обозначенному в балансе (ф. 0503730) финансовому результату (сумма разниц показателей граф 7 и 3 (8 и 4; 9 и 5) по строкам 623, 624, 625 соответственно), уменьшенному на сумму сформированного за отчетный период сальдо по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», указанному в справке (ф. 0503710).
Рассмотрим несколько фрагментов заполнения отчета (ф.0503721).
Пример
Исходные данные для заполнения отчета (ф. 0503721) (бюджетное образовательное учреждение) представлены в таблице.
Счет |
Обороты с начала года |
||
---|---|---|---|
Дебет |
Кредит |
||
Деятельность с целевыми средствами |
|||
5 401 10 180 |
2 000 000 |
Начислены доходы от получения субсидии на иные цели |
|
5 401 20 290 |
1 000 000 |
Начислена стипендия студентам |
|
5 106 21 310 |
1 000 000 |
Осуществлены вложения в приобретение основных средств |
|
5 106 21 310 |
1 000 000 |
Переданы произведенные вложения с КВФО 5 на КВФО 4 |
|
5 201 11 510 |
2 000 000 |
Поступили денежные средства на лицевой счет |
|
5 201 11 610 |
2 000 000 |
Выбыли денежные средства с лицевого счета |
|
5 205 81 560 |
2 000 000 |
Начислен доход от субсидии на иные цели |
|
5 205 81 660 |
2 000 000 |
Поступила субсидия на иные цели |
|
5 302 00 730 |
2 000 000 |
Увеличены расчеты по принятым обязательствам |
|
5 302 00 830 |
2 000 000 |
Уменьшены расчеты по принятым обязательствам |
|
5 304 06 830 |
1 000 000 |
Переведены вложения в основные средства с КВФО 5 на КВФО 4 |
|
Деятельность по государственному заданию |
|||
4 401 10 180 |
10 000 000 |
Начислены доходы от получения субсидии на государственное задание |
|
4 109 60 211 |
3 000 000 |
Произведены расходы на оплату труда |
|
4 109 60 213 |
906 000 |
Осуществлены расходы на начисления на выплаты по оплате труда |
|
4 109 60 222 |
4 000 |
Произведены расходы на транспортные услуги |
|
4 109 60 223 |
3 500 000 |
Произведены расходы на коммунальные услуги |
|
4 109 60 271 |
550 000 |
Начислена амортизация по основным средствам |
|
4 109 60 272 |
2 590 000 |
Израсходованы материальные запасы |
|
4 106 21 310 |
1 000 000 |
Увеличена стоимость основных средств |
|
4 104 00 410 |
550 000 |
Начислена амортизация по основным средствам |
|
4 105 00 340 |
2 590 000 |
Увеличена стоимость материальных запасов |
|
4 105 00 440 |
2 590 000 |
Уменьшена стоимость материальных запасов |
|
4 109 00 000 |
10 550 000 |
Отнесены затраты по госзаданию в уменьшение полученных доходов |
|
4 201 11 510 |
10 000 000 |
Поступили денежные средства на лицевой счет |
|
4 201 11 610 |
10 000 000 |
Выбыли денежные средства с лицевого счета |
|
4 205 81 560 |
10 000 000 |
Начислен доход от субсидии на госзадание |
|
4 205 81 660 |
10 000 000 |
Поступила субсидия на выполнение госзадания |
|
4 302 00 730 |
9 094 000 |
Увеличены расчеты по принятым обязательствам |
|
4 303 00 730 |
906 000 |
Увеличены расчеты по платежам в бюджет |
|
4 302 00 830 |
9 094 000 |
Уменьшены расчеты по принятым обязательствам |
|
4 303 00 830 |
906 000 |
Уменьшены расчеты по платежам в бюджет |
|
4 304 06 730 |
1 000 000 |
Переведены вложения в основные средства с КВФО 5 на КВФО 4 |